Холодная война нато и варшавский договор

Холодная война нато и варшавский договор

НАТО и Варшавский Договор

Договор о создании Североатлантического союза был подписан в апреле 1949 года в Вашингтоне министрами иностранных дел двенадцати государств — США, Великобритании, Франции, Канады, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Норвегия, Дании, Исландии и Португалии. В 1952 году к блоку присоединились Греция и Турция, а в 1955 году — ФРГ, в 1982 году — Испания.

Сфера действий североатлантического союза, именуемая «зоной НАТО», включает территории европейских стран блока, Турции, Северной Америки, акватории Средиземного моря и Северной Атлантики. Общая площадь территории стран НАТО составляет более 22,7 млн. кв. км., а численность населения — около 660 млн. человек. В зоне НАТО сосредоточена главная группировка вооруженных сил американской коалиции, в том числе свыше 90 процентов всех средств доставки ядерного оружия.

НАТО имеет объединенные вооруженные силы и постоянно действующие руководящие органы с многочисленным центральным и периферийным аппаратом. Сфера деятельности этих органов охватывает военную и военно-экономическую область, а также внешнюю и внутреннюю политику стран-участниц блока. В настоящее время их роль как политического и военного центра крупнейшей коалиции государств Запада возросла за счет дальнейшей централизации. Расширились полномочия аппарата управления НАТО, на высшие органы [421] блока были возложены задачи стратегического планирования, координации разведывательной деятельности, разработки мобилизационных мероприятий и т.д.

Органы НАТО координируют национальные планы военного строительства, контролируют использование военных ассигнований, а также разработку мероприятий по переводу экономики и вооруженных сил НАТО с мирного на военное положение. Отрегулирован механизм проведения консультаций между правительствами стран блока и принятия согласованных решений.

Расширилась деятельность органов НАТО по подготовке условий для совместных действий за пределами официально установленной «зоной ответственности» НАТО. Результатом этого, к примеру, стала интервенция войск НАТО в Югославии.

Высшим руководящим органом Североатлантического блока является Совет НАТО, который решает политические и некоторые военно-стратегические проблемы и состоит из представителей 16 стран блока. Ограничение сферы деятельности Совета политическими проблемами явилось следствием отказа Франции от участия в решении военных вопросов после ее выхода в июне 1966 года из военной организации НАТО. В связи с этим был создан высший орган блока по решению военных проблем. Сессия Совета НАТО проводятся два раза в год обычно на уровне министров иностранных дел с участием министров обороны, финансов, экономики. При решении особо важных проблем сессии проводятся на уровне глав государств и правительств.

Руководство НАТО меду сессиями осуществляется через постоянных представителей стран-участниц в Совете в ранге послов, которые образуют Постоянный совет НАТО, действующий от имени Совета НАТО. Постоянный совет выполняет административно-финансовые функции, координирует действия правительств стран-участниц блока по осуществлению различных мероприятий, разработанных руководящими органами НАТО. Следит за своевременным составлением оперативных и мобпланов на военное время.

Комитет военного планирования является высшим органом блока по решению важнейших военных и некоторых военно-политических проблем, касающихся организации руководящих военных органов и объединенных командований НАТО, утверждения планов строительства и использования сил, выработки стратегических концепций [422] блока, военного участия стран в Североатлантическом союзе. Заседания обычно проводятся дважды в год на уровне министров обороны накануне сессий Совета НАТО. В период между заседаниями Комитета военного планирования его функции выполняет Постоянный комитет военного планирования, состоящий из представителей стран блока при Совете НАТО. Решения Комитета военного планирования окончательны и не подлежат утверждению сессий Совета НАТО. Ему подчинены Военный Комитет с Международным объединенным штабом и ряд других комитетов НАТО по вопросам военной деятельности.

Председатель Совета НАТО избирается ежегодно из числа министров иностранных дел стран-участниц блока в порядке английского алфавита названий стран. Однако он председательствует только на официальных церемониях открытия и заключительных заседаний сессий Совета НАТО. Все остальные заседания проходят под председательством генерального секретаря НАТО, который практически осуществляет полное руководство всей деятельностью блока.

Генеральный секретарь блока назначается Советом НАТО. В его обязанности входит подготовка заседаний высших руководящих органов блока, а также контроль за выполнением принятых решений; разработка чрезвычайных планов гражданской области; поддержание связи между органами НАТО и правительствами стран-участниц блока.

Международный штаб-секретариат является рабочим органом генерального секретаря. В его составе насчитывается до 300 офицеров от вооруженных стран НАТО и около 300 гражданских служащих. Международный штаб-секретариат состоят из пяти управлений, канцелярии генерального секретаря и двух бюро.

Совету НАТО непосредственно подчиняется ряд комитетов, групп и консультативный совет по вооружению. Все комитеты и группы подразделяются на постоянно действующие и временно создаваемые для изучения и решения определенных проблем, проведения практических мероприятий в масштабе НАТО. Всего в подчинении Совета НАТО находится более 200 таких комитетов и рабочих групп, укомплектованных представителями стран-участниц блока. Заседания комитетов проводятся не реже одного раза в месяц.

Группа ядерного планирования предназначена для [423] изучения и разработки общих проблем ядерной стратегии НАТО, применения ядерного оружия и подготовки рекомендаций по этому вопросу Комитету военного планирования. В состав группы входят представители 13 стран-участниц НАТО (Франция, Исландия и Люксембург не участвуют в его работе). Заседания проводятся на уровне министров обороны два раза в год под председательством генерального секретаря НАТО.

Постоянная группа ядерного планирования, состоящая из постоянных представителей стран-участниц в Совете НАТО. Группа решает конкретные вопросы, связанные с планированием и применением ядерного оружия.

Группа участвует в подготовке предложений по определению объектов на российской территории для их включения в Единый объединенный оперативный план поражения стратегических целей (СИОП — 7), предусматривающий их одновременную ядерную атаку при развязывании агрессии против России. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет. Он определяет направления строительства объединенных вооруженных сил, руководит деятельностью подчиненных военных органов, координирует стратегические и оперативные планы, разрабатываемые стратегическим командованием НАТО, и издает директивы подчиненным ему объединенным командованием.

Постоянный военный комитет, состоящий из представителей генеральных штабов стран-участниц НАТО координирует деятельность центральных военных органов и объединенных командований. При Постоянном комитете работает французская военная миссия. Председателем Постоянного военного комитета назначаются поочередно представители стран-участниц сроком на три года.

Исполнительным органом Военного комитета является Международный объединенный штаб. В его состав входят представители всех стран НАТО, выделивших свои соединения и части в состав объединенных вооруженных сил. Международный объединенный штаб (350 военнослужащих и 120 человек гражданского персонала) разрабатывает директивы, планы военного строительства, готовит документы к заседаниям Военного комитета, осуществляет практический контроль за выполнением его решений и директив, анализирует запросы и предложения объединенных командований, готовит рекомендации по [424] ним для Постоянного военного комитета и других руководящих органов НАТО. Штаб состоит из шести управлений, двух бюро и секретариата.

На должность начальника штаба назначаются поочередно представители стран НАТО в звании генерал-лейтенанта (вице-адмирала).

Вооруженные силы стран НАТО подразделяются на объединенные вооруженные силы (ОСВ) и войска, остающиеся в национальном подчинении.

Объединенные вооруженные силы НАТО включают: войска, выделенные для передачи в случае войны в подчинение командования НАТО; еще и в мирное время. К ним относятся соединения и части ПВО, мобильные силы НАТО, постоянное соединение ВМС НАТО в Атлантике, постоянное соединение минно-тральных сил в зоне пролива Ла-Манш;

— войска, выделенные для передачи в случае войны в подчинение командования НАТО;

— войска, предназначенные для передачи в случае войны в оперативное подчинение командования НАТО (регулярные и резервные соединения).

Для НАТО характерно постоянное стремление расширить рамки своих официальных полномочий, встать на путь геополитической экспансии на Восток.

В этом суть принятия в НАТО бывших стран, входящих ранее в Варшавский договор в рамках «Партнерство во имя пира.

Итак, «санитарный кордон» вновь возводится на западных рубежах России благодаря предательской политики нынешнего правящего клана. Военный механизм НАТО, превосходно отлаженный и отмобилизованный, готов обрушить по приказу своих хозяев мощный бронированный кулак на России в случае любых ее попыток вновь обрести утраченный по вине предателей статусе мировой сверхдержавы.

Так оценивала возможности НАТО наша советская, а затем и русская разведка. Но предатели, выполняя волю своих приказчиков, уничтожили Варшавский договор и играют на руку врагам России.

Я полностью согласен с известным нью-йоркским социологом и политологом Николаем фон Крейтером с его оценкой американской политики в отношении России [425] в нынешних условиях: «Новый американский «дранг нах остен» (поход на Восток) — расширение НАТО за счет силового поглощения бывших соцстран в сферу американской гегемонии и их превращение в марионеточные государства и в санитарный кордон, окружающий Россию, — является в настоящее время не только самой взрывоопасной международной проблемой для России, но и непосредственной угрозой жизненно важным интересам России. Расширение НАТО — смертельная опасность для России, ибо эта организация, как геополитическое понятие, тождественна со сферой гегемонии США и ее основная функция — служить инструментом установления и укрепления американского владычества».

И далее «Следует напомнить слова Генри Киссинджера, сказанные им в 1994 году относительно того, что несмотря на полную экономическую разруху, Россия все еще обладает ядерным потенциалом для уничтожения США. Это самый важный фактор реальной политики, считающийся только с силой. Этот самый важный фактор делает пока невозможным устроить в России такую же открытую бойню, как в Югославии.

А вот, что писал один из ведущих политических комментаторов еврей Томас Фридман, близкий к правящим кругам США в газете «Нью-Йорк Таймс»: «Главный приоритет внешней политики США — заставить Россию разоружиться в одностороннем порядке. Причем это одностороннее разоружение рекомендуется преподносить под соусом «партнерства». Когда же Россия разоружится, то Соединенные Штаты приберут к рукам не только бывшие соцстраны, но и Прибалтику, Кавказ, Украину и, наконец, Сибирь».

Теперешнее время можно сравнить с периодом от окончания второй мировой войны в 1945 году до провозглашения доктрины Трумэна в 1947 году. Именно тогда американцы также усиленно добивались, чтобы Советский Союз пошел на уступки, равносильные поражению.

Вспомним попытки Соединенных Штатов Америки установить контроль над промышленностью СССР при помощи так называемого плана Баруха-Лилиенталя, навязывавшего международный, т. е. американский, контроль над всей промышленностью, имевшей ядерный потенциал. Помимо того, США уже во время Сан-Францисской конференции пытались анулировать межсоюзнические соглашения, подписанные в Ялте и в Потсдаме, [426] приостановили поставки по ленд-лизу, саботировали выплату репараций Германией России, проводили экономическую войну с целью затруднить восстановление экономики и промышленности в Советском Союзе в послевоенный период. Можно также припомнить и наглые требования президента Трумэна, вознамерившегося создать американские военные базы на советском Дальнем Востоке, или попытки захватить в собственную сферу влияния посредством пресловутой доктрины «открытых дверей» страны Восточной Европы и превратить их не только в своих сателлитов и новые рынки сбыта, но и в новый санитарный кордон вокруг СССР. Сюда же следует отнести и провозглашение доктрины Трумэна и войну в Греции. Когда Советский Союз не пошел на добровольную капитуляцию, возникла «холодная война». Но тогда у нас был великий стратег-геополитик И. В. Сталин, которого никто не мог провести вокруг пальца, ибо он все знал и понимал, что нужно для нашей страны и нашего многострадального народа.

Смотрите еще:  Минтруд пенсия 2019

Убежденный враг Советского Союза и России Збигнев Бжезинский сравнивал «новый мировой порядок» с печально известным Версальским договором. Тот договор, представлял собой международный режим непомерных и унизительных для Германии требований, привел ко второй мировой войне. Анологичным образом «новый мировой порядок» следует рассматривать как режим диктата нового американского экспансионизма.

Геополитические устремления США были сформулированы перед окончанием первой мировой войны и с тех пор мало в чем изменились. Уже тогда Вашингтон сформулировал идею завоевания большого русского пространства, расчленения России и подчинения себе Евразии для международных и прежде всего американских еврейских миллиардеров.

Мы вспоминаем о зловещих планах Гитлера-Розенберга, направленных на прекращение национального существования русского народа, но почемуто забываем, что точно такие же планы незадолго до Фюрера были намечены американскими политическими стратегами, поощряемые еврейскими банковскими воротилами. И когда Збигнев Бжезинский в своей книге «Вне контроля» пишет, что необходимо Россию расчленить и на ее территории создать несколько государств: одно с центром в Петербурге, другое с центром в Москве, а Сибирь от Владивостока до Урала отделить в самостоятельную [427] область, — он всего лишь повторяет старые планы президента Вильсона, перенятые позже Розенбергом. Заслуживает внимания тот факт, что планы расчленения Советской России были выработаны не только ведущим геополитиком Вильсона — Исайей Боуманом, но также и британским геополитиком Хальфордом Маккиндером, который во время гражданской войны в России был комиссаром Великобритании на Кавказе и в Закавказье.

Краеугольным камнем внешней политики США был и остается захват русского «большого пространства». Недавняя война в Чечне была всего лишь маленьким эпизодом такого геополитического сценария.

В наиболее полном и обобщенном виде программа уничтожения СССР, а затем России и порабощения других стран Восточной Европы была изложена в директиве национального совета безопасности еще во времена президентства Рейгана, а также в президентской директиве № 13 Клинтона, которую по существу можно назвать программой «освоения» территории Советского Союза при помощи «миротворческих сил» НАТО. Эту директиву можно сравнить с гитлеровским планом «ОСТ»

Предательство российских национальных интересов, начавшееся открыто при Горбачеве, продолжается и по сию пору. Россия не только самоликвидировалась как вторая супердержава, но и ее влияние в международном плане катастрофически снизилось. Ее политика перестала носить самостоятельный характер. Она предала всех своих давних друзей и союзников. Предательство и ренегатство всегда позорны независимо от того, осуществлены ли они отдельным человеком или целым государством.

Советскую дипломатию в перестроечный период следует называть дипломатией самоликвидаторства. Она сыграла важную роль в новом американском экспансионизме и, можно сказать, проложила ему дорогу. Перестроечная внешняя политика старательно выковывала цепи «нового мирового порядка» охватившие и Россию.

Голосуя за резолюции ООН, которые в конечном итоге вели к подрыву этой организации и замене ее функций НАТО, горбачевско-ельцинские дипломаты раз за разом наносили удар в спину собственной стране. Ельцин был главным преступником в Беловежской Пуще, он нанес удар ножом в спину Советского Союза. Беловежское соглашение — величайшее преступление XX века. [428]

Ведь основной целью внешней политики является защита национальных интересов любого государства. У нас же получилось, что в период «перестройки» внешняя политика была направлена на причинение максимального вреда сначала СССР, а затем и России.

Подписывая договор о воссоединении Германии, Горбачев не поставил обязательным условием выход Германии из НАТО, возмещение всех инвестиций Советского Союза в Восточной Германии, исчисляемых триллионами долларов, не поставил вопрос о немецких военных репарациях, которые так и не были выплачены из-за обструкции США в период «холодной войны».

Фон Клаузевиц писал в своей книге «Три принципа» следующее: «Позорного пятна трусливого подчинения, не отмыть никогда. Эта капля яда отравит кровь в будущих поколениях данного народа, она подорвет силы и парализует волю ряда поколений. Другое дело, если данный народ потерял свою независимость и свободу после кровавой, но совершенной и почетной борьбы. Уже сама эта борьба обеспечит возможность возрождения данного народа. Подвиг борьбы сам по себе послужит тем зернышком, которое принесет в свое время новые богатые всходы».

Горбачев и вся его перестроечная команда впустила каплю яда в тело Советского государства, парализовав его волю в сущности к самосохранению. Паралич воли государства, приведший к расчленению Советского Союза, как нельзя лучше обнажает суть перестройки. Россия пошла по пути самоуничтожения и, никак не может остановиться. Перед Россией стоит выбор: либо великий прорыв для исполнения своего исторического предначертания, либо жалкая участь превращения в сырьевой придаток всемирной американской империи.

Сегодня праздник у всех многочисленных врагов России. Но пусть они не забывают, что после ночи обязательно наступает рассвет. В этом убеждает нас тысячелетняя история России. Наша страна и ее народ всегда в конечном итоге побеждали своих врагов. Так было так будет и впредь.

Сейчас взяли верх силы за океаном, которые отчетливо отразили в документе «Преображенный Антлантический союз» свои истинные цели. Авторами этого документа являются бывший представитель США в ООН Дэвид Эбшайр, бывший посол США в ФРГ Роберт Бэрт и Дажеймс Вульси, бывший глава на переговорах по [429] ядерным и космическим вооружениям в Женеве. Эта троица «бывших» провозгласила: США должны сделать после разрушения СССР и Организации Варшавского Договора смелый и мощный рывок», суть которого сформулирована с предельной откровенностью: «Сторожевой пес нужен и НАТО является логическим кандидатам на эту роль».

Как известно, решающую цель, которую ставили перед собой гитлеровцы, было истребление славянских народов и в первую очередь русских, поляков, украинцев, белорусов, сербов. В войну было уничтожено 900 тысяч сербов, но сербская нация уцелела — ее спасла Красная Армия — освободительница. Теперь за черное дело уничтожения мужественного, свободолюбивого сербского народа взялись заокеанские устроители «нового мирового порядка» — американцы и их мусульманско-хорватские подручные. Но это только ступенька к осуществлению более далеко идущего плана США. Основная их цель — Россия.

Разрушение Советского Союза, подготовленное политикой Горбачева и его бандой и осуществленное Ельциным с сообщниками, создало для империалистов ситуацию, которая им не снилась в самых радужных снах. Был сломан бастион, преграждавший путь современным гегемонистам. На месте единой великой державы, обеспечившей невиданный в истории Европы пятидесятилетний мирный период, теперь остались жалкие обрубки.,

Невиданное разрушение российской экономики; развал Вооруженных Сил; глубокий духовный кризис общества; резкая активизация центробежных сил; небывалое падение авторитета России на мировой арене; фактически международная изоляция Москвы — все это открывает перед хозяевами «сторожевого пса» немыслимые доселе возможности для осуществления давних замыслов — разорвать на куски постсоветское пространство. «Дранг нах Остен» — вот что стало лозунгом для лидеров НАТО. «Партнерство во имя мира» объявили они ключевым моментом трансформации НАТО для распространения ее влияния на страны Центральной и Восточной Европы и новые независимые республики бывшего Советского Союза». Их задача приближение своей военной машины вплотную к открытым западным границам России.

Война в Чечне и деяния там наших военных дали новый пропагандистский допинг тем зарубежным силам, [430] которые вопят о «русских злодеях».

Сегодняшняя Германия — несомненный гигант западного мира — пока наращивает свои экономические мускулы. Но это сегодня, а завтра. Американская «Интернэшнл Геральд Трибюн» касаясь развертывания процесса «германской экономической колонизации Восточной Европы», констатировала: только в одной бывшей Чехословакии из более чем трех тысяч совместных предприятий треть создана с германскими фирмами.

В событиях на Балканах Бонн активно участвует в осуществлении развала Югославии. Там проводятся операции против славян, идет скрытая оккупация Балкан.

В общем получилось, что Европу объединяют, а Россию разваливают. У нас создается лишь видимость, показуха интеграционной деятельности: проводятся встречи на уровне глав государств и министров, принимаются решения, о которых лидеры СНГ забывают, не успев вернуться домой. Идет распад самой России и других бывших советских республик. На просторах СНГ полыхают региональные междоусобные конфликты, тем самым создаются условия для поглощения их соседними государствами, целиком или по частям. С Россией все меньше считаются страны Европы и Азии, относятся к ней, как к полуколонии Запада. Так решает свои задачи, поставленные к 2000 году, Закулиса — злейший враг России и всего славянского мира — особой Цивилизации!

Варшавский договор

Наш ответ НАТО. Подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР, Албанией, Болгарией, Чехословакией, Восточной Германией, Венгрией, Польшей и Румынией. Создание военного союза европейских социалистических стран, при ведущей роли СССР.

Международное положение СССР после смерти Сталина продолжало оставаться достаточно сложным. Шла холодная война. Страны НАТО и блока социалистических стран во главе с СССР по прежнему рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников. В различных уголках планеты то разгорались, то затухали локальные конфликты (в Корее, Индокитае), способные перерасти в новую мировую войну. Советский Союз весьма обоснованно опасался, что европейский континент является самым опасным пространством, где любой конфликт может превратить войну «холодную» в войну «горячую», стать поводом для применения ядерного оружия.

Смотрите еще:  Саратовская коллегия адвокатов правозащита

Наибольшую тревогу вызывали планы ремилитаризации Западной Германии и включения ее в блок НАТО, чего добивались США и их союзники. Несмотря на противодействие СССР, в 1954 г. в Париже были подписаны соглашения между западными державами и ФРГ (вступивших в силу в мае 1955 г.), по которым Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы под контролем Западноевропейского союза (учрежден в 1954 г.) и была принята в НАТО. Все это шло в разрез с Потсдамскими соглашениями 1945 г. и изменяло баланс сил на континенте.

Ответным шагом СССР было подписание 14 мая 1955 г. между Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (вышла из договора в 1968 году) Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Страны, заключившие договор обязывались «в случае нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы». Под агрессором подразумевалась, прежде всего, Германия, но СССР и его союзникам было понятно, что возможной войны следует ожидать со всем блоком НАТО. На основании договора, подписанного в Варшаве, была создана Организация Варшавского Договора (ОВД), призванная координировать совместную оборонную политику.

В рамках ОВД существовали Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический Консультативный Комитет. В результате создания ОВД СССР получил юридическое основание для присутствия своих войск в Восточной Европе и упрочил свои геополитические позиции.

Кризис этой структуры можно связать с новым международным курсом М.С. Горбачева. 26 апреля 1985 г. государства — участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 г., Варшавский договор был продлен на 20 лет с возможностью последующей пролонгации еще на 10 лет. Но уже в октябре 1985 г. М.С. Горбачев предложил сократить вооруженные силы НАТО и Организации Варшавского договора в Европе, обещая, что СССР уничтожит значительно больше оружия, чем США. На Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1988 г. он объявил об одностороннем сокращении Вооруженных сил СССР на 500 тыс. чел. и выводе советских войск из стран Центральной Европы и Монголии.

После долгих переговоров в ноябре 1990 г. в Париже главами государств – участников Организации Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Договор предусматривал взаимное сокращение вооружений между государствами-членами НАТО и Варшавского договора до разумной достаточности. По договору ограничивались пять категорий обычных вооружений и техники — танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты. Предусматривался обмен информацией, широкая инспекционная деятельность.

Желая поразить западное общественное мнение, Горбачев обещал произвести сокращение Советских Вооруженных сил в огромных масштабах. Долгие годы безопасность СССР базировалась, в том числе, на значительном преобладании над НАТО в бронетехнике на европейском театре (только танков здесь имелось около 60 тыс. ед.). За улучшение отношений с НАТО и западную помощь СССР вынужден был ограничить себя 6400 танками на этом театре. Разоружение не распространялось на военно-морские силы, где США и НАТО обладали значительным превосходством. Пойдя на большие уступки, Горбачев согласился сократить Советскую армию еще на полмиллиона и вывести ее значительную часть из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, что породило проблему трудоустройства и обеспечения жильем бывших военнослужащих.

Деидеологизация международных отношений радикально изменила характер связей СССР с социалистическими государствами. Прежние союзники СССР отныне не должны был рассчитывать на автоматическую защиту и привилегии в торговле, кредитах, ценах и т.п. Горбачев активно способствовал декоммунизации восточноевропейских стран. Советские руководители отказались поддержать просоветски настроенных лидеров восточноевропейских компартий, не имевших сил самостоятельно сопротивляться волне либерализации. Новые президенты и премьер-министры этих государств поспешили «дистанцироваться» от СССР и заняли прозападные позиции. К власти в Польше в 1989 г. пришли лидеры движения «Солидарность», находившейся в оппозиции к прежнему руководству, возглавлявшемуся В. Ярузельским. Аналогичные смены прокоммунистических правительств на прозападные произошли в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Лидер румынских коммунистов Н. Чаушеску и его жена в конце 1989 г. были арестованы и по приговору трибунала поспешно казнены. Шокирующие кадры их расстрела были показаны по румынскому, а затем и по советскому телевидению. Горбачеву было о чем задуматься.

В октябре 1989 г. в ГДР прошли торжества по поводу 40-й годовщины создания государства. Лидер Восточной Германии Э. Хоннекер встретился с М.С. Горбачевым. Но идти по пути советской перестройки, наблюдая за экономическим кризисом в Советском Союзе, Хоннекер не стремился. Тем временем в ГДР все больший размах приобретало оппозиционное движение. Под давлением Москвы и большинства членов Социалистической единой партии Германии тяжело больной Хоннекер вынужден был уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ был избран Э. Кренц. Неожиданным даже для германских политиков стало согласие Горбачева на объединение обеих частей Германии путем присоединения ГДР к ФРГ. Однако этот шаг был вызван, прежде всего, давлением на Кремль со стороны администрации Соединенных Штатов. Самую активную роль в процессе объединения Германии (а фактически поглощения восточной части страны Западной Германией) играл канцлер ФРГ Г. Коль, успевший наладить с Горбачевым дружеские отношения. В ноябре 1989 г. «берлинская стена» рухнула. Была открыта государственная граница между Восточной и Западной Германией. 12 сентября 1990 г. в Москве был подписан договор СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ об объединении Германии. Объединенная Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, заявила, что с ее земли будет исходить только мир, обязалась не производить и не иметь на своей территории ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и военно-воздушные силы. Государство ГДР исчезло с карты Европы.

В процессе объединения Германии руководство США и НАТО устно обещали Горбачеву и Шеварднадзе, что блок НАТО не распространит свое влияние далее на восток. Однако никаких официальных заявлений подписано не было и впоследствии это обещание было нарушено. Воссоединение двух частей Германии, а, следовательно, появление в центре Европы еще более мощной державы неоднозначно воспринималось в Лондоне и Париже. Но Горбачев не обращал внимание на беспокойство премьер-министра Великобритании М. Тэтчер и президента Франции Ф. Миттерана. Он видел в США и ФРГ своих главных партнеров.

Вывод советских войск с территории Восточной Германии и Берлина должен был произойти к концу 1994 г. Фактически вывод мощной советской группировки к маю 1994 г. скорее походил на поспешное бегство: принадлежавшее СССР по праву победителя имущество распушенных нацистской партии, СС и других фашистских формирований было брошено, люди и техника зачастую размещались в «чистом поле», без подготовленных казарм и жилищ для офицеров и их семей. В качестве компенсации германские власти выделили средства на строительство части жилья для военных.

Еще ранее, чем из Германии и также поспешно были выведены советские войска с территории Венгрии, Польши и Чехословакии. Это окончательно подорвало военное сотрудничество теперь уже бывшего социалистического лагеря. 25 февраля 1991 г. в Будапеште было принято решение о денонсации Варшавского договора. Военные структуры Организации Варшавского договора были официально распущены 1 апреля 1991 г. Вопрос о компенсациях: с одной стороны — за оставляемое имущество (оружие, военные городки, аэродромы, пути сообщения и линии связи), а с другой — за ущерб, нанесенный природе на полигонах, танкодромах и т.п. объектах, был решен взаимным отказом от претензий. СССР объявил о выводе советских воинских частей с Кубы и из Монголии. 1 июля 1991 г. в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 г.

С 1 января 1991 г. СССР прекратил расчеты со странами Совета Экономической Взаимопомощи в условных «переводных рублях» и перешел в отношениях с его членами на мировые валюты и цены. Это нанесло окончательный удар по всей системе СЭВ, который был официально распущен 28 июня 1991 г.

А в декабре 1991 года окончательно распался и СССР. Страны, когда-то входившие в Варшавский договор, стали присоединяться к НАТО, что резко ухудшило стратегическое положение России, нарушило не в ее пользу паритет в обычных вооружениях на европейском театре. Распад ОВД и СЭВ означал крах «пояса безопасности» Советского Союза на западных границах. Тем временем, вооруженные силы США и стран НАТО все последующее время интенсивно совершенствовались. Дальнейшее продвижение НАТО на восток (сегодня затронувшее и бывшие союзные республики) создало непосредственную угрозу безопасности нашего государства.

Согласно опросу ВЦИОМ более половины россиян чувствовали себя наиболее защищенными, когда существовала организация варшавского договора.

Самым безопасным во внешнеполитическом смысле периодом недавней истории респонденты посчитали «советские времена, в 60-80-е годы ХХ века» — 55% (напомним, что на эти годы выпадает, например, Карибский кризис — самый «горячий» момент Холодной войны между СССР и США).

Наименее безопасным — «90-е» — 4%. Подавляющее большинство — 89% считают, что ОВД носила «оборонительный характер», являясь пропорциональным ответом на создание НАТО. «В позитивном влиянии ОВД на международную обстановку убеждены прежде всего коммунисты (96%), эсеры (94%), респонденты старше 45 лет (91%) и не пользующиеся интернетом (93%). Агрессора и обидчика стран Восточной Европы в ОВД видят только 6% опрошенных» (события 1968 года в Чехословакии), — раскрывает эти цифры ВЦИОМ.

Чуть более половины — 51% опрошенных считают, что современной России нужен другой военный союз, по образцу ОВД и НАТО, чтобы чувствовать себя более защищенной. В то же время, «что-то содержательное об Организации Варшавского договора спустя двадцать лет после ее распада может сказать только треть россиян (34%)».

Смотрите еще:  Можно ли вернуть дарственную обратно

НАТО против ОВД

Окончание Второй мировой войны не означало прекращения борьбы за влияние в мире. Началась эпоха холодной войны, ключевым элементом которой стало противостояние Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД).

В послевоенные годы западноевропейские страны вполне реальной считали опасность дальнейшей экспансии СССР в Европе. Они считали, что противостоять угрозе поодиночке нереально и видели выход в консолидации усилий. Первым шагом на пути к НАТО стал Брюссельский пакт, подписанный в марте 1948 года Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Его положения легли в основу Западноевропейского союза. Параллельно велись переговоры между США, Великобританией и Канадой о заключении союза, основанного на цивилизационном единстве этих стран. Конечным итогом сложного дипломатического процесса стало подписание 4 апреля 1949 года в Вашингтоне представителями двенадцати стран Североатлантического договора. Соглашение окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года — после ратификации его всеми подписавшими государствами.

Сутью Североатлантического договора стало создание системы коллективной безопасности: все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Такая система была чрезвычайно привлекательной, что и обусловило неоднократное расширение НАТО. В 1952 году к Договору присоединились Греция и Турция, в 1955-м — ФРГ, в 1982-м — Испания. Настоящая волна расширения НАТО началась в конце XX века: в 1999 году членами Организации Североатлантического договора стали Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м — Литва, Латвия, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия и Словения, в 2009-м — Хорватия и Албания. Целый ряд европейских государств стремятся вступить в НАТО. Наиболее близко к этому подошли Македония, Черногория, а также Босния и Герцеговина, осуществляющие «План действий по членству». Грузия является участницей т. н. «ускоренного диалога». В таком диалоге участвовала и Украина, но в 2010 году, с приходом к власти В. Януковича, из него вышла. Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдавия реализуют Индивидуальные партнерские планы. Наконец, еще почти полтора десятка государств являются участниками программы НАТО «Партнерство ради мира».

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА

В Восточной Европе взаимодействие между СССР и его союзниками — странами народной демократии — поначалу строилось на основе двусторонних договоров, подписанных в 1943-1949 годах. Однако к середине 1950-х годов такая договорно-правовая база была признана советским руководством недостаточной. Поводом для установления более тесной многосторонней формы военно-политического сотрудничества социалистических государств стало принятие в 1954 году решения о ремилитаризации ФРГ и включении ее в НАТО. 14 мая 1955 года в столице Польши был подписан Варшавский договор. Этот документ оформил создание Организации Варшавского договора — военно-политического союза, ведущая роль в котором принадлежала СССР. Кроме Советского Союза участниками ОВД стали еще семь государств — Польская Народная Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика, Венгерская Народная Республика, Германская Демократическая Республика (принимала участие в военных структурах ОВД с 1956 года), Социалистическая Республика Румыния, Народная Республика Болгария и Народная Республика Албания.

Таким образом, участниками ОВД стали все европейские социалистические страны за исключением Социалистической Федеративной Республики Югославии. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, он был продлен еще на 20 лет. По мере изменения политической ситуации в мире ОВД сокращалась. «Самым слабым звеном» оказалась Албания, довольно быстро переориентировавшаяся с Советского Союза на маоистский Китай. В 1961-1962 годах она фактически прекратила участие в структурах ОВД, а 12 сентября 1968 года формально вышла из Организации. Поводом для официального выхода Албании стал ввод войск стран-участниц Организации Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. А 25 сентября 1990 года в связи с объединением с ФРГ из состава ОВД вышла Германская Демократическая Республика. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы 25 февраля 1991 года государства-участники ОВД упразднили ее военные структуры, а 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия договора.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Сфера влияния НАТО вплоть до 1990-х годов ограничивалась Европой и Северной Атлантикой. Но и в других регионах мира создавались военно-политические союзы.

Военно-политическое сотрудничество США, Австралии и Новой Зеландии, активно развивавшееся в годы Второй мировой войны, нашло продолжение и в послевоенное время. 1 сентября 1951 года эти три государства подписали в Сан-Франциско Тихоокеанский пакт безопасности, в соответствии с которым в следующем году был создан блок АНЗЮС (аббревиатура от Australia, New Zealand, United States). Главной задачей АНЗЮС являлась координация усилий по коллективной обороне в районе Тихого океана (в 1978 году в сферу действий блока был включен и Индийский океан). Дополнением АНЗЮС стал блок АНЗЮК, созданный в 1971 году. Его участниками являлись Австралия, Новая Зеландия и Великобритания. Но если сотрудничество в рамках АНЗЮС продолжается и в настоящее время (главным образом при проведении миротворческих операций), то АНЗЮК прекратил свое существование уже в 1975 году — в связи с выходом из его состава Новой Зеландии.

МАНИЛЬСКИЙ И БАГДАДСКИЙ ПАКТЫ

8 сентября 1954 года в столице Филиппин Маниле был подписан Договор о коллективной защите Юго-Восточной Азии (Манильский пакт), положивший начало блоку СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization — Организация Договора Юго-Восточной Азии), официально созданному в 1956 году. Его участниками стали США, Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Франция, Таиланд, Филиппины и Пакистан, а партнерами по диалогу являлись Южная Корея и Южный Вьетнам. Главной задачей СЕАТО являлось противодействие распространению коммунистического влияния в Юго-Восточной Азии. Штаб-квартира СЕАТО находилась в Бангкоке (Таиланд), но объединенное военное командование в этом блоке (в отличие от НАТО) отсутствовало. В начале 1970-х годов СЕАТО оказался в кризисе. Отделение в 1971 году Восточного Пакистана и создание независимого Бангладеш лишило Пакистан смысла участвовать в СЕАТО, и он покинул ряды Организации в 1973 году. В 1974 году блок покинула Франция, в 1975-м — Таиланд, а 30 июня 1977 года СЕАТО был официально распущен.

После окончания Второй мировой войны США и Великобритания вынашивали планы воссоздания Ближневосточной Антанты. Первым шагом стало подписание в 1954 году договора между Турцией и Пакистаном. 24 февраля 1955 года был подписан Багдадский пакт между Ираком и Турцией, а в течение нескольких последующих месяцев к нему присоединились Великобритания, Пакистан и Иран. Так был создан блок СЕНТО (Central Treaty Organization — Организация Центрального договора). СЕНТО мыслился как военный блок для региона Юго-Западной Азии и Индийского океана. Однако в 1959 году Ирак вышел из СЕНТО. В 1979 году после исламской революции из СЕНТО вышел Иран, а вскоре ряды Организации покинул и Пакистан. В итоге в составе СЕНТО остались лишь две страны-члены НАТО, что лишало смысла дальнейшее существование блока. В августе 1979 года СЕНТО был официально распущен.

АЛЬТЕРНАТИВЫ НАТО

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) объединила часть бывших республик Советского Союза. Начало ей было положено 5 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

В 1993 году к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В мае 2002 года было принято решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Соответствующее соглашение вступило в силу 18 сентября 2003 года. В 2006 году в ОДКБ вступил Узбекистан, но в декабре 2012 года он покинул ряды организации. Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран — участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

В 2001 году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Эта организация не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, Региональный форум АСЕАН), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В июле 2015 года было одобрено решение о принятии в ШОС Индии и Пакистана. Ожидается, что эти государства станут полноправными членами Организации.

Похожие статьи:

  • Приказ мз рф от 120411 302 н Приказ мз и социального развития рф 302н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) […]
  • Договор купли продажи курган Оформление договора купли-продажи Оформление договора купли продажи Вы решили приобрести жильё? Не знаете как оформить договор купли продажи квартиры или дома? Или же у вас на повестке дня […]
  • Пособие по достижению 90 лет В 90 лет положено пенсионеру миллион рублей? Что это за закон? Я как работник соц.защиты первый раз о таком слышу. Пенсионеру, достигшему 90 лет не положена денежная сумма в размере 1 […]
  • Требования к ограждениям лестниц Требования к лестничным ограждениям – снип, гост 25772 Требования к лестничным ограждениям – СНиП Ограждение для кровли обязательно, если высота здания более 10 м, а уклон крыши 12 и […]
  • Документ приказ об учетной политике Форма приказа об утверждении учетной политики Что должен включать приказ об утверждении учетной политики Формирование приказа об утверждении учетной политики (УП) — процесс, подчиняющийся […]
  • Проспект мира страховка Проспект мира страховка Ипотечный центр: Принимается оплата банковскими картами: VISA, MASTERCARD Отдел урегулирования убытков Уважаемые клиенты! Продление договоров ОСАГО, оформленных в […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.