Федеральный закон об образовании ст79

Оглавление:

Границы действия статьи 79 7 часть ФЗ № 273

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) закреплено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно Письму Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» (вопрос 39), нормы статьи 79 распространяются на все учреждения, независимо от их уровня. Под «иными» понимаются все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые не проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

может ли ребёнок, который обучается в коррекционной школе VIII вида, быть переведён в общеобразовательную школу по желанию родителей. Какие документы предъявляются в общеобразовательную школу при переводе? (решение ПМПК?) Каким образом в этом случае общ

Коррекционные учреждения VIII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, — в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим:

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предос

Права и гарантии обучающихся с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 7 ст. 79 указано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Поскольку вопрос касался бесплатного двухразового питания для категории «иных обучающихся», то по этому вопросу следует пояснение приведенное ниже.

Ч. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.

Соответственно, в зависимости от того, кто является учредителем образовательной организации – субъект РФ или муниципальное образование, будет определяться соответствующий бюджет публично-правового образования, в котором будут предусмотрены данные расходные обязательства.

Из каких средств осуществляется питание детей в детских садах?

На образовательные организации, в том числе дошкольные, возлагается обязанность по организации питания.

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или).

Подлежат ли государственной аккредитации адаптированные общеобразовательные программы?

Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» адаптированная образовательная программа представляет.

Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих.

Имеют ли право родители (законные представители) перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?

Коррекционные учреждения VII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых.

Являются ли коррекционные программы VIII вида основными общеобразовательными программами? Применяется ли ФГОС при их разработке и реализации? Аккредитуются ли эти программы?

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит таких.

Правда ли, что новый закон об образовании предусматривает ликвидацию коррекционных школ и вводит обязательное инклюзивное образование? Ведь многие дети просто не могут обучаться в обычной школе без специальных условий.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Комментарий к Ст. 79 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени положения образовательных законов не содержали самостоятельных норм, посвященных организации получения образования лиц с ограниченными возможностями. Как известно, речь в данном случае идет о лицах, имеющих различную степень инвалидности.

Появление подобных норм в образовательном законодательстве не является случайным, поскольку обеспечение лицам с ограниченными возможностями доступа к образованию является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Так, в соответствии утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. N 2181-р государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы предусматривается создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В целях практической реализации государственной политики содержание образования инвалидов определяется адаптированной образовательной программой применяемой на различных образовательных уровнях с учетом использования специальных условий обучения. При этом допускается вариативность организации обучения — как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимися.

В рамках получения лицами с ограниченными возможностями образования соответствующего уровня государством обеспечиваются различные меры социальной поддержки, в том числе связанные с непосредственной организацией обучения инвалидов.

В институциональном плане государство обеспечивает создание адаптированных образовательных организаций, в которых могут проходить обучение лица, с ограниченными возможностями, имеющими отдельные группы заболеваний, а также подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения инвалидов.

Юрист сферы образования

Сайт Вихарева Александра

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Право на образование гарантировано каждому гражданину Российской Федерации (статья 43 Конституции РФ). Реализация данного права обеспечивается Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Впервые на законодательном уровне введено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (как субъект образовательной деятельности) — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой (применяемой на различных образовательных уровнях), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В настоящее время предусмотрены следующие формы образования обучающихся с ограниченными возможностями:
1) совместно с другими обучающимися;
2) в отдельных классах, группах;
3) в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Выбор формы образования обучающихся с ОВЗ определяется родителями (законными представителями) ребёнка, т.е. при желании родителей и отсутствии медицинских противопоказаний ребёнок с ОВЗ должен быть принят в образовательное учреждение, расположенное на «закреплённой территории». Администрация учреждения в этом случае обязана создать условия для получения обучающимся с ОВЗ качественного образования (государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297) предусмотрено увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 100 процентов к 2020 году).

Обучение детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях по месту их жительства (месту пребывания) позволяет решить следующие задачи:
1) не помещать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждения интернатного типа (школы-интернаты);
2) обеспечить проживание и воспитание ребёнка с ОВЗ в семье;
3) создать условия для субъектной интеграции детей с ОВЗ в социум.

Смотрите еще:  Ким эдуард адвокат

Чтобы решить обозначенные задачи? необходимо создать «специальные условия», т.е. условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
1) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
2) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
3) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
4) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (создание универсальной безбарьерной среды);
5) другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме специальной статьи 79 Закона об образовании, регламентирующей организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, необходимо учитывать другие требования Закона об образовании. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. В свою очередь психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей);
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Кроме этого, педработники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) запрещается применять меры дисциплинарного взыскания (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании).

Всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны бесплатно предоставляться специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (за счёт средств субъекта Российской Федерации).

Тем детям с ОВЗ, которые обучаются в специальных образовательных учреждениях (например, в санаторных) и проживают в этих организациях, гарантируется полное государственное обеспечение, они обеспечиваются питанием, одеждой, мягким и жёстким инвентарём (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании).

Необходимо также отметить, что прокуратура может потребовать включить в правила приёма обучающихся особенности приёма детей с ограниченными возможностями здоровья (см., например, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.03.2014 по делу N 33-2973/14).

Федеральный закон об образовании ст79

Комментарий к статье 79

Предметом настоящей статьи являются особенности, предусмотренные законодательством об образовании в отношении организации и получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под обучающимися с ограниченными возможностями здоровья законодатель понимает физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Комментируемая статья представляет собой организационно-правовую гарантию инклюзивного образования, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Отдельные принципы инклюзивного образования были определены законодателем ранее, в иных статьях комментируемого закона. Так, в ч. 6 ст. 11 закрепляется, что вцелях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»[1], Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»[2]).

В комментируемой статье определена система основных принципов правового регулирования образовательных отношений с участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Во-первых, устанавливается, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, под которой понимается программа, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

При этом содержание образования и условия организации обучения и воспитания инвалидов (лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты) определяются индивидуальной программой реабилитации (ИПР). ИПР представляет собой разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (Приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»[3]).

Во-вторых, законодательством установлено, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. В ч. 3 комментируемой статьи подробно раскрывается содержание этих специальных условий. Под ними понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ утвержден специальный СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»[4].

Одним из важных условий реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение доступа в здания организаций. В настоящее время действует Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309[5].

Данный документ определяет порядок обеспечения условий доступности в здания Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по управлению в сфере образования, а также образовательные организации вне зависимости от организационно-правовых форм, учредителями которых является указанные органы публичной власти.

Обеспечение доступности в образовательные организации включает следующие условия:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, в том числе с помощью вспомогательных средств;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него;

е) надлежащее размещение носителей информации, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В-третьих, закреплен принцип, предоставляющий возможность выбора организации образования: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В Письме Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»[6] Минобрнауки России указывает на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Согласно Закону об образовании общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

— для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по основной образовательной программе;

— для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной образовательной программе — образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно ст. 2 Закона об образовании, а для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

— для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной основной общеобразовательной программе в отдельной образовательной организации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

— для обучающихся детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В-четвертых, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, если они проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В-пятых, установлен принцип профессионального обучения и получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. На органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

В-шестых, законодатель возлагает на профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (например, «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Минобрнауки России 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн (Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований»[7]).

В ч. 6 комментируемой статьи закреплено, что особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (Минтруд России).

Важной материальной гарантией инклюзивного образования является норма, содержащаяся в ч. 11 комментируемой статьи, в соответствии с которой обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся (Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25 июня 2015 г. № 3026-р «Об утверждении Порядка предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных образовательных организациях, специальных учебников, учебных пособий и иной учебной литературы, услуг сурдопереводчиков, тифлопереводчиков и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь»[8], Постановление Правительства Нижегородской области от 10 апреля 2014 г. № 235 «Об утверждении Порядка предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях Нижегородской области»[9], Постановление Минобрнауки Архангельской области от 15 сентября 2014 г. № 27 «Об утверждении порядка предоставления на период получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета) в бесплатное пользование специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также бесплатного предоставления им услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков»[10] и т. д.).

Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Организационной и кадровой гарантией инклюзивного образования является обязанность, возложенная в ч. 12 комментируемой статьи на государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Наиболее часто задаваемые вопросы

ФГАУ «Федеральный Институт Развития Образования» http://www.firo.ru/

Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк «Говорим правильно», но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк «Говорим правильно» в организационном разделе ООП ДО.

Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Смотрите еще:  Приказ о пересдаче промежуточной аттестации

Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением?

Ответ. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).Изменение календарно-тематического планирования возможно в случае, если это не нарушает процесс реализации целей и задач АООП ДОО.

Вопрос. Разъясните, пожалуйста, на примере: В дошкольной образовательной организации функционируют группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи). Необходимо ли разрабатывать образовательную программу для групп общеразвивающей направленности отдельно, а для групп компенсирующей направленности — адаптированную образовательную программу ( согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)? Или в дошкольной организации должна быть только образовательная программа дошкольного образования, в которой, согласно Приказа от 17.10.2013 г. № 1155, включено содержание коррекционной работы?

Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)

Таким образом, для групп компенсирующей направленности разрабатывается АООП дошкольной образовательной организации.

Вопрос. Нужно ли утверждать руководителем учреждения авторские программы для работы с детьми с ОВЗ?

Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 12. п.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

ВОПРОС: Если у обучающегося в 3 классе образовалась академическая задолженность и он её не ликвидировал, а родители не хотят оставлять ребенка на повторный год обучения, а рекомендаций ПМПК нет?

ОТВЕТ: В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Законодательство не предоставляет иных возможностей выхода из сложившейся ситуации, кроме указанных выше. В случае отсутствия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по адаптированным образовательным программам, родители обязаны выбрать одну из двух оставшихся возможных траекторий — повторное обучение либо обучение по индивидуальному учебному плану.

ВОПРОС: Какие документы и ксерокопии документов должны находиться в личных делах обучающихся в соответствии с законом об образовании и не противоречить закону «О защите персональных данных»?

ОТВЕТ: В настоящее время действует Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32.

В соответствии с п. 9 данного Порядка прием граждан в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Иные документы предоставляются родителями (законными представителями) детей по своему усмотрению.

ВОПРОС: Должна ли общеобразовательная школа при открытии в ней коррекционного класса иметь лицензию на этот вид деятельности или достаточно внесения изменений в устав?

ОТВЕТ:В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Адаптированная образовательная программа, реализуемая в организации общего образования, относится к общему уровню образования. Отдельное лицензирование адаптированных образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации не осуществляется.

ВОПРОС: В школе исчерпана предельная наполняемость двух открытых первых классов. Однако, на закрепленной за школой территории остались дети, подлежащие зачислению в первый класс. Может ли школа отказать в приеме данным обучающимся со ссылкой на отсутствие свободных мест?

ОТВЕТ: Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 утвержден Порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее Порядок приёма). На основании данного Порядка приёма и в части, не урегулированной законодательством, образовательные организации самостоятельно устанавливают правила приема.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ). Отметим, что данное положение законодательства не является новым и присутствовало в прежнем Законе РФ «Об образовании».

Как установлено в п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Тем самым Федеральный закон гарантирует преимущественное право в приеме на обучение в общеобразовательные организации детей по принципу «микрорайона», закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением.

Отметим, что при закреплении территории за конкретным общеобразовательным учреждением орган местного самоуправления не указывает точное число детей, которые потенциально будут зачислены на обучение. В связи с этим в целях планирования общего количества классов-комплектов по всем образовательным организациям, подведомственным учредителю, зачисление на обучение начинается с 1 февраля, то есть за семь месяцев до начала очередного учебного года. В таком случае общеобразовательные организации получают своего рода ресурс подготовки к новому учебному году исходя из текущего набора обучающихся.

Финансовое обеспечение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования. Указанные субвенции предоставляются исходя из количества обучающихся, что не связано с числом классов-комплектов в конкретной муниципальной общеобразовательной организации. Аналогичный механизм финансирования в расчете на одного обучающегося действует на муниципальном уровне при формировании субсидии на выполнение муниципального задания муниципальным общеобразовательным учреждениям, являющимися бюджетными или автономными учреждениями.

Прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление оформляется распорядительным актом образовательной организации в течение 7 рабочих дней после приема документов.

Общеобразовательная организация обязана принять всех детей, проживающих на закрепленной территории, и сформировать соответствующее количество классов-комплектов (с учетом СанПиН).

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).

Отметим, что законодательство об образовании по-прежнему не раскрывает понятие «свободное место» применительно к приёму на обучение в государственные (муниципальные) общеобразовательные организации. Единственными критериями остаются общая численность обучающихся в разрезе числа классов-комплектов в соответствии с количеством учебных площадей и предельная наполняемость классов (групп) обучающихся согласно СанПиН.

Таким образом, в случае, если в муниципальную общеобразовательную организацию обратились с заявлением о приеме проживающие на соответствующей территории граждане и организация обладает достаточным количеством площадей и условий для формирования еще одного первого класса, то такой класс должен быть сформирован. При этом перед руководителем общеобразовательной организации встает сложнейшая задача набрать дополнительных первоклассников для формирования нормальной наполняемости класса, чтобы в условиях нормативно-подушевого финансирования обеспечить нормальное функционирование школы и достижение целевых показателей по средней заработной плате педагогических работников.

ВОПРОС: Обязаны ли общеобразовательные организации заниматься лечебной физкультурой с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по медицинским показаниям?

ОТВЕТ: Лечебная физкультура является медицинской услугой, подлежащей лицензированию как вид медицинской деятельности (Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Оказывать услуги по лечебной физкультуре вправе специалист с соответствующим профессиональным образованием и квалификацией.

Содержание услуги по лечебной физкультуре не связано с содержанием образовательной программы общеобразовательной организации. Вместе с тем каждая образовательная организация в соответствии со ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ должна осуществлять определенную деятельность, нацеленную на охрану здоровья обучающихся, в частности, организовывать и создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом. Поэтому при соблюдении указанных выше условий (наличие специалистов, лицензии, дополнительного финансирования) образовательная организация может оказывать услуги и по лечебной физкультуре.

Представляется, что более эффективным способом организации лечебной физкультуры будет предоставление базы образовательной организации для работы медицинской организации.

ВОПРОС: Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

ОТВЕТ: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.

В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

ВОПРОС: Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?

ОТВЕТ: К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее — Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Смотрите еще:  Аэс лицензия

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях (п. 33 Порядка, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится ПМПК, создаваемой согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона № 273-ФЗ. Положение о ПМПК утверждено приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Данным актом должны быть урегулированы вопросы финансирования обучения данной категории детей за счет бюджетных ассигнований, вопросы привлечения и оплаты труда педагогических и иных работников и другие.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ).

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ).

Кроме того, вопросы получения детьми-инвалидами образования отражаются и в индивидуальной программе реабилитации инвалида, которая представляет собой разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Такая программа должна содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

ПМПК должна оказывать содействие федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (подпункт «г» п. 10 Положения о ПМПК, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).

ВОПРОС: Имеют ли право родители (законные представители) перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?

ОТВЕТ: Коррекционные учреждения VII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

В п. 28 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288, содержалось правило, согласно которому перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, — в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим.

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Пока порядок такого перевода не принят.

Как следует из пункта 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ и указанных выше положений выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Деятельность данной комиссии регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082. Комиссия, в частности, готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

В связи с изложенным считаем, перевод обучающегося из отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (в терминологии прежнего законодательства: специального (коррекционного) образовательного учреждения), в обычную общеобразовательную школу по инициативе родителей (законных представителей) формально допускается Федеральным законом № 273-ФЗ.

Однако при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Представляется, что такие условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Представляется, что администрация общеобразовательной организации, в которой по адаптированной образовательной программе обучается данный ребенок, должна провести подробную разъяснительную беседу с родителями (законными представителями), в которой объяснить необходимость использования специальных педагогических подходов для их ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, что не всегда возможно в рамках рядовой общеобразовательной организации.

Кроме того, надо иметь в виду, что реализация инклюзивного образования не должна нарушать права других обучающихся на получение общего образования.

В связи с этим, представляется, что исходя из интересов ребенка перевод из отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, в рядовую общеобразовательную организацию возможен при условии создания в ней специальных условий для получения образования согласно особенностям организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (часть III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

ВОПРОС: Инклюзивное образование – обозначает ли это, что все дети с проблемами здоровья теперь должны обучаться в классах со здоровыми детьми.

ОТВЕТ: Согласно ч. 4 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, новый Федеральный закон не устанавливает обязательности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных лиц.

ВОПРОС: Сохранится ли домашнее обучение?

ОТВЕТ: Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Таким образом, возможность обучения на дому для указанных категорий обучающихся в новом законе сохраняется.

ОТВЕТ: Какой документ об образовании должен выдаваться по новому закону ученику, заканчивающему специальную (коррекционную) школу VIII вида?

ОТВЕТ: Прежде всего, следует отметить, что новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», как впрочем, и прежний Закон РФ «Об образовании» не предусматривает специального выделение пронумерованных видов специальных (коррекционных) школ. Согласно сложившейся практике специальные (коррекционные) школы VIII вида реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью. Создание отдельных образовательных организаций для таких детей предусматривается и в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 79).

Согласно частям 4 и 6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании установленного образца выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения по таким программам документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60).

Согласно ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки России (на момент подготовки данной консультации указанные подзаконные нормативные правовые акты Минобрнауки России еще не приняты). Фактически статус данного свидетельства об обучении соответствует статусу свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и свидетельств об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения.

Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.

Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требования наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Федеральным законом № 273-ФЗ не устанавливается

Похожие статьи:

  • Федеральный закон 275-фз 29122012 г о государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ"О государственном […]
  • Приказ от 15022007 39 Приказ от 15022007 39 Приказ ФСБ России от 29 января 2015 г. N 39"Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу по контракту в органы федеральной […]
  • Инвестиционный договор ндс Уплачивается ли НДС при поступлении средств по инвестиционному договору на расчетный счет ООО на ОСНО? Для ответа на Ваш вопрос нужно очно анализировать весь корпус документов по […]
  • Приказ на аттестацию заместителя директора по увр Приказ о результатах аттестации на соответствие занимаемой должности (СЗД) Столичный учебный центр г. Москва Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кировская […]
  • Исковое заявление о расторжении брака образец беларусь Образец искового заявления о расторжении брака и взыскании алиментов СУД ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА ИСТЕЦ: Миронин Василий Михайлович Прож.: г. Минск, ул. Первомайская, 4-11; ОТВЕТЧИК: […]
  • Заявление на скидку по обучению Заявление на скидку по обучению В Московском городском действует система скидок для поступающих и снижения стоимости обучения для уже поступивших студентов. При нажатии на каждый плакат […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.