Федеральный закон 99-фз от 05052019 акционерные общества

Оглавление:

Организация по состоянию на 01.09.2014 являлась ОАО и отвечала признакам публичного АО, так как регистрация выпусков акций при учреждении и увеличении уставного капитала сопровождалась регистрацией проспектов ценных бумаг, а число акционеров составляло более 500. 31 мая 2016 года общим собранием акционеров общества было принято решение об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости размещенных обыкновенных именных бездокументарных акций. Решение о выпуске акций было зарегистрировано 24.01.2017, а отчет об итогах выпуска ценных бумаг был зарегистрирован 24.04.2017. Затем был принят устав общества в новой редакции, в котором был уменьшен размер уставного капитала (с 5 094 000 руб. до 101 880 руб.) и изменена организационно-правовая форма общества. В устав не были внесены изменения, содержащие указание на то, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляется без соблюдения положений главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ. В результате указанных изменений общество приобрело статус непубличного АО. Общество планирует осуществить дополнительный выпуск ценных бумаг (акций) и разместить их посредством закрытой подписки. Если в результате размещения ценных бумаг (акций) один из акционеров получит более 30% общего количества акций общества, возникнет ли у него обязанность (предусмотренная главой XI.I Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ), направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов), публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение)? Если лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг общества или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, возникнет ли обязанность выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции публичного общества, по требованию их владельцев?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При описанных обстоятельствах акционер, который приобрел более 30% общего количества акций, обязан направить владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) обязательное предложение в порядке, предусмотренном ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ, а лицо, которое в результате добровольного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций, обязано по требованию владельцев остальных акций Общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, выкупить принадлежащие указанные ценные бумаги в порядке, предусмотренном ст. 84.7 Закона N 208-ФЗ.

Обоснование вывода:
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ) с 1 сентября 2014 года упразднена классификация акционерных обществ на открытые и закрытые, вместо нее введены понятия публичных и непубличных обществ. Как следует из п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) публичным признается акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Акционерное общество, которое не отвечает обозначенным признакам, признается непубличным (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Из содержания главы XI.1 Закона N 208-ФЗ следует, что указанная глава подлежит применению только в случае приобретения соответствующего количества акций публичного общества. В п. 7 письма от 25.11.2015 N 06-52/10054 Банк России разъяснил, что с 01.07.2015 процедуры, установленные главой XI.1 Закона N 208-ФЗ, применяются в том числе в отношении ценных бумаг акционерных обществ, которые на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами. При этом непубличное акционерное общество, которое на 01.09.2014 являлось открытым акционерным обществом, вправе в установленном порядке внести в свой устав изменения, содержащие указание на то, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества осуществляется без соблюдения положений главы XI.1 Закона N 208-ФЗ. Аналогичный подход сформирован и в судебной практике (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 15.06.2017 N Ф10-2068/17 по делу N А54-4039/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2017 N Ф04-1628/17 по делу N А45-15695/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.08.2017 N Ф07-7343/17 по делу N А56-37017/2016, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 N 13АП-10203/17). Судебных актов, где применен иной подход, нам обнаружить не удалось.
Таким образом, в рассматриваемых ситуациях подлежат применению ст.ст. 84.2, 84.7 Закона N 208-ФЗ. В первой из описанных ситуаций акционер обязан направить обязательное предложение, а во второй — направить остальным владельцам ценных бумаг общества уведомление о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг и, в случае поступления таких требований, выкупить указанные ценные бумаги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

6 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Прощайте, ОАО и ЗАО

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Общины коренных малочисленных народов России.

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

Автономные некоммерческие организации.

Религиозные организации.

Публично-правовые компании.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков. При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Смотрите еще:  Федеральный закон 89 от 29062019

Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.

Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться регистратором реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Акционерные общества

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах 1 . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

ДЛЯ СПРАВКИ

В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).

Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию, регистраторы (пп . «ч» п. 24 ст. 1 Закона). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор (ч. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах).

Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:

«Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита 2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов.

Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».

Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).

Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

Документы по теме:


Новости по теме:

Материалы по теме:

Реформа гражданского законодательства
В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

1 См. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2 Его проводит аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его участниками.

АО по-новому: как применять ГК РФ после поправок?

С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки в ГК РФ об акционерных обществах (далее – АО). С появлением новых норм у корпоративных юристов возникла масса вопросов по практике их применения. К сожалению, специальное законодательство не дает на них ответы, поскольку не претерпело никаких изменений. О том, как правильно применять наиболее спорные нормы ГК РФ об АО, узнайте из данной статьи.

Публичные и непубличные общества

Напомним, что с принятием новой редакции ГК РФ все хозяйственные общества, в том числе АО, делятся на публичные и непубличные. Общества, акции и ценные бумаги которых размещаются или обращаются публично, признаются публичными. АО, которые не отвечают указанным признакам, считаются непубличными (п. 1-2 ст. 66.3 ГК РФ).

Перечень полномочий для публичных и непубличных обществ сильно разнится. Так, участники публичных обществ не вправе:

  • определять объем полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале (п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • предусматривать в уставе порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • требовать через суд исключения другого участника общества из его состава (п. 1 ст. 67 ГК РФ);
  • ограничивать число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 5 ст. 99 ГК РФ);
  • предусматривать в уставе необходимость получения согласия на отчуждение акций (п. 1 ст. 67.2 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • предусматривать в уставе преимущественное право приобретения акций, кроме дополнительно выпускаемых акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 3 ст. 100 ГК РФ).

При этом участники непубличных обществ вправе совершать данные действия.

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – закон об АО) отсутствует деление обществ на публичные и непубличные – в нем указана прежняя классификация обществ (закрытые и открытые). Налицо коллизия между ГК РФ и законом об АО, которая в переходный период решается в пользу кодекса (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; далее – Закон № 99-ФЗ).

Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Банком России во исполнение поручения Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № ИШ-П13-4819 разработали проект 1 изменений в закон об АО. После пяти месяцев обсуждения и оценки регулирующего воздействия документ был дополнен новыми нормами и 31 декабря 2014 года вновь размещен для публичного обсуждения. Проект закона предлагает переработать и уточнить закон об АО в части публичных и непубличных обществ. Так, в случае принятия указанного акта правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Смотрите еще:  Пособия гмссб

Множественность директоров

Одной из самых заметных новелл ГК РФ в части корпоративных отношений можно назвать возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов (п. 1 ст. 53 ГК РФ; п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Данная практика существует во многих западных странах. Например, в крупных компаниях Германии назначение нескольких директоров является вообще обязательным.

В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Учредительным документом могут быть предусмотрены разные сроки полномочий для каждого из директоров либо единый срок.

В ГК РФ не указано, как могут быть распределены полномочия по управлению обществом между несколькими лицами. Участникам общества предстоит самостоятельно решить, будут ли директора в компании принимать решения по всем вопросам совместно, распределят сферы деятельности между собой или будут сочетать оба этих способа. Чтобы избежать вероятных споров, руководитель коммерческой практики юридической компании «ЭНСО» Алена Пиджакова рекомендует максимально предусмотреть учредительным документом (т. е. в уставе) весь объем компетенции каждого директора, например, разделив их функции по управлению обществом и контролю (надзору).

При этом, учитывая, что все данные об исполнительных органах общества содержатся в ЕГРЮЛ, остается нерешенным вопрос, будут ли указываться в реестре все полномочия директоров. По мнению юриста юридической фирмы Lidings Ксении Степанищевой, распределение полномочий между несколькими директорами должно быть зафиксировано в учредительном документе общества, а не в ЕГРЮЛ, чтобы не перегружать его. Напомним, в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности: его фамилия, имя, отчество и должность, а также паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В случае выхода одного из директоров за пределы полномочий сделка признается недействительной, но лишь в том случае, если вторая сторона знала или должна была знать о существующих ограничениях (ст. 174 ГК РФ). Как прогнозирует Алена Пиджакова, на практике суды скорее всего будут считать, что контрагент мог получить информацию о правах директоров из устава общества, и презюмировать его знание о существующих ограничениях. Поэтому при совершении сделок с контрагентами, от имени которых действуют несколько лиц, необходимо запросить их учредительные документы с целью подтверждения полномочий лица, с которым планируется подписание договора.

В случае совместного причинения убытков все директора будут нести солидарную ответственность по аналогии с коллегиальным органом управления (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ).

Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ; п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Возникает вопрос, как будет определяться место нахождения юридического лица в случае отсутствия у него постоянно действующего исполнительного органа и при наличии нескольких директоров? Партнер юридической фирмы «Пепеляев Групп», профессор Российской частной школы права, к. ю. н. Роман Бевзенко утверждает, что в данном случае место нахождения юридического лица будет определяться местом нахождения одного из его директоров по выбору. Информация о том, по адресу кого из директоров будет определяться место нахождения общества, должна быть указана в его уставе.

Проект закона, о котором мы упоминали выше, содержит разъяснения по многим из упомянутых вопросов. Так, он указывает на необходимость отражать в уставе факт предоставления полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам; определяет, что при наличии в обществе двух и более директоров они должны действовать совместно; закрепляет, что ограничения полномочий директора, совершение сделки в нарушение которых может стать основанием для признания ее недействительной, могут быть установлены исключительно в уставе общества. Согласно данному документу, директора общества действуют независимо друг от друга по всем или отдельным вопросам, а сведения о них, а также об объеме и порядке совместного осуществления ими полномочий, вносятся в ЕГРЮЛ.

Директор – представитель общества

До изменений в ГК РФ директор юридического лица рассматривался в качестве его органа. Данная позиция подтверждалась, в частности, сложившейся судебной практикой (например, Постановлением Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2005 г. № 6773/05). Действующие нормы ГК РФ предлагают нам иной подход – теперь директор выступает представителем юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ). «Нормы о том, что директор общества является его представителем, не было ни в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, ни в проектах ГК РФ. Судя по всему, это положение родилось у разработчиков новой редакции ГК РФ в последние дни работы над кодексом, поэтому оно стала шоком для всего бизнес-сообщества», – рассказывает доцент Российской школы частного права, к. ю. н. Александр Кузнецов.

Если директор общества уже не выступает его частью, а рассматривается как представитель общества, значит ли это, что к нему должны применяться нормы ГК РФ о представительстве (ст. 182 ГК РФ)? Например, будут ли все доверенности, выданные директором, являться передоверием? И прекратится ли действие выданных директором доверенностей при прекращении полномочий директора (ч. 4 ст. 187 ГК РФ)?

По мнению Романа Бевзенко, отвечать на эти вопросы стоит отрицательно. «На мой взгляд, решение об избрании директора не является его доверенностью, поскольку полномочия директора основаны на нормах закона и устава. Поэтому, когда директор выдает доверенности, не стоит рассматривать их в качестве передоверия. А значит, и правила о передоверии к ним применяться не могут, и срок выданных директором доверенностей не будет ограничен сроком полномочий директора», – рассуждает эксперт.

Проект закона содержит аналогичную норму: в случае прекращения полномочий единоличного исполнительного органа ранее выданные им от имени общества доверенности на совершение сделок, срок действия которых не истек, сохраняют свою силу.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подробнее о том, будет ли запись в ЕГРЮЛ являться доверенностью директора и какие последствия имеет сделка, совершенная с согласия директора в отсутствие у него соответствующих полномочий, узнайте из видеоматериала Заключение договора с лицом, утратившим статус директора: возможные последствия.

Кроме того, в ГК РФ не содержится нормы, которая определяет последствия сделок, совершенных с согласия директора в отсутствие у него соответствующих полномочий. Роман Бевзенко считает, что к таким сделкам может применяться ст. 183 ГК РФ: «При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку». Таким образом, у общества не возникнет обязательств перед третьим лицом в результате сделки, заключенной не уполномоченным на то директором.

Удостоверение решений общества

Решение и состав общего собрания участников общества удостоверяются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. Кроме того, решение и состав общего собрания участников непубличного АО могут быть также удостоверены нотариусом (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Данная норма призвана защитить участников АО от поддельных и неправомерных решений и возникновения корпоративных конфликтов. Что касается публичных обществ, Виталий Ветров, управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры», отмечает, что они не могут подтвердить решение и состав общего собрания участников общества у нотариуса – в противном случае, это будет являться нарушением требования п. 3 ст. 67.1 ГК РФ.

1 сентября Федеральная нотариальная палата подготовила Пособие по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии. Так, нотариус должен лично присутствовать на общем собрании непубличного общества, проверять соблюдение установленной процедуры его созыва, правомочность собрания, наличие кворума и прочее. Данные положения применимы только к собраниям, проводимым в форме совместного присутствия акционеров или участников.

Остается неясным, как нотариус будет удостоверять бюллетень, направленный по почте (например, при смешанных или заочных формах голосования). «Удостоверение бюллетеней заочного или очно-заочного голосования ни законодательством, ни рекомендациями Федеральной нотариальной палаты не предусмотрено. Соответственно, на практике маловероятна возможность удостоверения нотариусом поступивших в общество бюллетеней при таких формах собрания до появления соответствующих подзаконных актов или официальных разъяснений нотариата по данному вопросу», – разъясняет новые нормы ГК РФ советник юридической фирмы Lidings Вадим Конюшкевич.

Еще она проблема возникает в ситуациях, когда АО состоит из одного лица. О том, нужно ли этому лицу заверять свои решения, не сказано ни в общем, ни в специальном законодательстве. Однако Банк России высказался за отсутствие необходимости заверять решения единственного акционера (п. 5 письма Банка России от 18 августа 2014 г. № 06-52/6680). Такая же позиция отражена в проекте закона.

Как видно, у участников АО могут возникнуть проблемы с применением новых норм ГК РФ. «Формально положения ГК РФ не требуют расшифровки в специальных законах, но по сути сегодня нормы кодекса не являются нормами прямого действия и их применение сейчас затруднительно. Поэтому мы подготовили проект закона и надеемся, что он не только поможет устранить существующие недостатки ГК РФ, но и научит бизнес применять новые нормы на практике», – заявляет заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ростислав Кокорев.

Федеральный закон «Об АО»

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ
«Об акционерных обществах»

С изменениями и дополнениями от:

13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 3 июня, 19 июля, 27 декабря 2009 г., 4 октября, 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 18 июля, 21, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 14 июня, 28 июля, 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 6 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 2 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 19 июля, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям главы 4 ГК РФ «Юридические лица» (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

26 декабря 1995 г.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории РФ. Особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.

Смотрите еще:  Можно ли вернуть дарственную обратно

Согласно закону, акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров, общее руководство обществом осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия или ревизор общества.

Установлен порядок создания и ликвидации акционерных обществ, формирования уставного капитала данных обществ, размещения акций и иных ценных бумаг.

Урегулированы отношения акционерного общества и его акционеров.

Учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с его нормами не позднее 1 июля 1996 года.

Федеральный закон вводится в действие с 1 января 1996 года.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 января 1996 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 декабря 1995 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1

Настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям главы 4 ГК РФ «Юридические лица» (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г., за исключением пунктов 1, 2, 5, 7, подпункта «а» пункта 8, пункта 9, подпункта «а» пункта 10, пунктов 12 — 15 статьи 4 изменений, вступающих в силу с 28 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2018 г. , с 1 сентября 2018 г. и с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г., за исключением изменений, для которых статьей 14 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 42 и дополнения статьи 43 пунктом 5, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 348-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 3 статьи 77 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу через 60 дней после дня его официального опубликования

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Федеральный закон от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 октября 2002 г. N 134-ФЗ

Изменения распространяются на отношения по выплате дивидендов по размещенным акциям, возникшие с 30 сентября 2002 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Похожие статьи:

  • П 101 судебная практика Обзор судебной практики рассмотрения районными (городскими) судами Калининградской области дел, связанных с применением законодательства об обороте земель сельскохозяйственного […]
  • У кого забрали лицензию на осаго Компенсация по ОСАГО: как ее получить, если страховщик остался без лицензии ВС разобрался в действиях автовладельца, который должен получить страховую выплату по ДТП, притом что компания […]
  • Техническое обслуживание медицинского оборудования требования Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2016 г. N Д28и-2697 О разъяснении требований к участникам в случае проведения закупки на поставку медицинского оборудования, […]
  • Федеральный закон 275-фз 29122012 г о государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ"О государственном […]
  • Налог на имущество в 1с 82 бухгалтерия Налог на имущество в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 — настройка и заполнение декларации По состоянию на 2016 год налог на имущество не может быть больше, чем 2.2%. Однако это не фиксированная […]
  • Приказ 500 фз Приказ МВД России от 29.08.2016 N 500 "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.