Договор транспортной экспедиции с физическим лицом

Агентский договор транспортной экспедиции — физического лица или ИП

Вопрос-ответ по теме

Можно ли составить агентские договора на оказание диспетчерских услуг по организации перевозки грузов, образец договора, какие налоги будут браться с этих договоров.Меня интересует именно агентский договор, а ни ГПД, по диспечерским услугам в сфере перевозки грузов, а именно как можно по ним работать, нужно ли регистрироваться как ИП, налогообложение?

1. При оказании услуг по организации перевозок возможно заключить агентский (посреднический) договор в форме транспортной экспедиции, по которому агент (экспедитор) организует оказание транспортных услуг, сам перевозками при этом не занимаясь. Перечень услуг в рамках договора транспортной экспедиции может быть разнообразным. В частности, в его рамках возможно оказывать и диспетчерские услуги.

2. Посреднический (агентский) договор транспортной экспедиции может быть заключен как от имени физического лица, так и от имени индивидуального предпринимателя.

3. Если договор транспортной экспедиции будет заключен с физическим лицом, то юридически он будет являться одним из видов ГПД, суть его при этом не меняется. Образец договора Вы можете посмотреть по ссылкам

4. Если данный договор будет заключен от имени физ. лица с иной организацией или ИП, то с суммы вознаграждения организация/ИП – получатель услуг удержит НДФЛ.

Если данный договор будет заключен от имени предпринимателя, то с суммы вознаграждения предприниматель должен будет заплатить налоги в рамках общей или упрощенной системы налогообложения. Подробный порядок у чета и расчета налогов предпринимателем по такому договору Вы можете посмотреть по ссылкам

1. Из рекомендации

Подпадает ли под ЕНВД деятельность по перевозке грузов в рамках договора транспортной экспедиции. Организация занимается автоперевозками и имеет в своем распоряжении менее 20 транспортных средств

Нет, не подпадает.

По мнению Минфина России, с деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом ЕНВД можно платить только в том случае, если эти услуги оказываются на основании договоров перевозки (письмо от 2 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/541). Свою позицию финансовое ведомство аргументирует следующим образом.

По договору перевозки исполнитель (перевозчик) обязан лишь доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Заключение договора транспортной экспедиции подразумевает, что на исполнителя (экспедитора) возлагаются более широкие обязанности. Например, клиент может потребовать от экспедитора организовать перевозку по конкретному маршруту, взять на себя оформление товаросопроводительных документов, обеспечить сохранность груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т. п. (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Такие услуги выходят за рамки деятельности, указанной вподпункте 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Они не облагаются ЕНВД и подпадают под другие системы налогообложения.

Таким образом, если наряду с деятельностью по договорам перевозки организация ведет деятельность по договорам транспортной экспедиции, она обязана обеспечить раздельный учет доходов, расходов и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). С доходов, полученных от реализации услуг по договорам транспортной экспедиции, налоги нужно платить либо по общей, либо по упрощенной системе налогообложения.

2. Из рекомендации

Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг с гражданином

Гражданин может выполнять работы для организации или оказывать необходимые ей услуги внештатно. То есть не по трудовому договору, а по гражданско-правовому (сокращенно ГПД). Например, это может быть договор подряда или договор об оказании услуг. Вариантов много, и у каждого есть свои особенности.

При этом очень важно составить гражданско-правовой договор грамотно. Так, чтобы учесть все его отличия от трудового.

К гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, в частности, относят:

возмездное оказание услуг (ст. 779 ГК РФ);

К гражданско-правовым можно отнести и другие договоры на выполнение работ или оказание услуг, не предусмотренные гражданским законодательством. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 421 Гражданского кодекса РФ. Главное, чтобы в таком соглашении не было условий, которые позволят переквалифицировать его в трудовой.

3. Из статьиС выплат физлицам по агентским договорам нужно удерживать НДФЛ

Журнала «Главбух» № 20, октябрь 2008

Мы собираемся заключить агентское соглашение с гражданином, по которому тот будет оформлять договоры с покупателями. И соответственно, получать с каждой сделки вознаграждение в виде процента от ее суммы. Можно ли включить в соглашение пункт о том, что обязанность по уплате НДФЛ возлагается на агента? Индивидуальным предпринимателем он не является.

Если работающий по агентскому договору гражданин не зарегистрирован в качестве предпринимателя, с выплачиваемого ему вознаграждения нужно удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

Дело в том, что по правилам главы 23 НК РФ обязанность по расчету и уплате в бюджет НДФЛ в большинстве случаев лежит на компании, которая выплачивает доходы. По отношению к получающему эти доходы гражданину она признается налоговым агентом (п.2 и 3 ст. 226 НК РФ).

Все исключения из этого правила перечислены в статьях 227 и 228 НК РФ. В них приведены ситуации, в которых получатель дохода платит налог самостоятельно (а организация по отношению к нему налоговым агентом не является). В частности, к ним относятся выплаты гражданам при покупке у них имущества и расчеты с предпринимателями.

Вознаграждения, которые организация выплачивает гражданину на основании агентского договора, в этот перечень не входят. Расширять же его, прописывая в соглашении с работником не предусмотренные в Налоговом кодексе РФ правила, компания не вправе.

Договор транспортной экспедиции

На морском транспорте, так же как и на других видах транспорта, при перевозке грузов осуществляются многочисленные вспомогательные операции, осуществление которых лежит на обязанности грузоотправителя или грузополучателя. Хотя теоретически перевозчику безразлично, осуществляет ли эти операции сам грузоотправитель (грузополучатель) или поручает их выполнение другому лицу, на практике перевозчик заинтересован в том, чтобы эти операции осуществлялись лицом, обладающим профессиональными знаниями и соответствующими техническими средствами. Кроме того, устойчивые связи перевозчика и такого лица помогают избегать различного рода трудностей и недоразумений, что способствует эффективности транспортного процесса. Поскольку все эти операции являются вспомогательными по отношению к перевозке, сам договор, на основании которого они осуществляются, также носит вспомогательный характер по отношению к договору перевозки груза. Услуги, оказываемые в соответствии с этим договором, носят название экспедиционных услуг, а сам договор определяется как договор транспортной экспедиции. Разумеется, такой договор применяется на всех видах транспорта и не относится к специфическим договорам, характерным для морского судоходства. Однако, принимая во внимание его широкое распространение на морском транспорте, а также то, что морские перевозчики часто выступают в качестве экспедиторов, целесообразно рассмотреть основные положения этого договора.

Следует отметить, что законодательное закрепление договор транспортной экспедиции впервые получил в ГК РФ, в котором ему посвящена отдельная глава (глава 41).

Согласно ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора, который имеет присущий только ему субъектный состав: грузоотправитель (грузополучатель), который является стороной договора перевозки груза, и экспедитор — лицо, оказывающее ему услуги, связанные именно с перевозкой груза. При этом не имеет значения, является ли отправитель (получатель) собственником груза или распоряжается им на ином законном основании. Таким образом, в отличие от таких договоров, как договор агентирования, поручения или комиссии, в которых не ограничивается сфера оказываемых услуг, услуги экспедитора всегда связаны с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции регламентируются взаимоотношения экспедитора и его клиента. Во взаимоотношениях с перевозчиком экспедитор обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и грузоотправитель (грузополучатель).

Экспедиционная деятельность является предпринимательской деятельностью, поэтому она может осуществляться как юридическим лицом — предпринимателем, так и гражданином без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК). При осуществлении морского судоходства, как правило, услуги оказывают экспедиторские организации или сами перевозчики (их специальные подразделения). Перевозчик выступает в качестве экспедитора и в тех случаях, когда он выдает сквозной коносамент, которым предусматривается, что часть перевозки груза должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом (ст. 174 КТМ). Заключая с грузоотправителем договор перевозки по сквозному коносаменту, перевозчик берет на себя обязательство действовать в пункте перегрузки груза в качестве экспедитора, о чем включается соответствующее условие в коносамент. Согласно п. 3 ст. 801 ГК в тех случаях, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, на него распространяются правила, установленные для договора транспортной экспедиции.

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК услуги экспедитора можно условно разделить на основные и дополнительные. К основным услугам относятся организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой.

Смотрите еще:  Налоговый вычет на квартиру по ипотеке декларация

К дополнительным услугам относятся осуществление операций по получению требующихся для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Если для выполнения обязанностей экспедитор нуждается в соответствующей доверенности, она должны быть выдана клиентом (ст. 802 ГК).

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяется Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Закон предусматривает (ст. 2) утверждение Правительством РФ Правил транспортно-экспедиционной деятельности, в которых определяется перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции, требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг).

Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554, согласно определению договора транспортной экспедиции, это гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги. Отношения между экспедитором и перевозчиком на различных видах транспорта регулируются ГК РФ, транспортными уставами и кодексами. Правила перечисляют только три экспедиторских документа:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Минтрансом России.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. N 23:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Заполнение бланка «Поручение экспедитору» возлагается на клиентов.

Заполненный клиентом бланк «Поручение экспедитору» должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

Бланк «Поручение экспедитору» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается экспедитору).

Заполнение бланка «Экспедиторская расписка» возлагается на экспедитора.

Заполненный экспедитором бланк «Экспедиторская расписка» должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту).

Бланк «Складская расписка» также заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается клиенту).

Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

— согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

— прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

— расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.

Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.

Права и обязанности экспедитора и клиента определяются статьями 3 и 4 Закона, так, в случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

В случае если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.

Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Клиент имеет право:

— выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

— требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

— давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Общие принципы ответственности экспедитора содержатся в ст. 6 Закона, которая фактически повторяет положение ст. 803 ГК РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и Законом.

В случае если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

Согласно п. 4 ст. 6 Закона это правило об ограничении ответственности не применяется, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого груза возникли не вследствие его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Пункт 5 ст. 6 Закона содержит положения об одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции, нормы которой соответствуют статье 806 ГК РФ.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (условие о 10% в ГК РФ отсутствует).

Смотрите еще:  Страховая компания энергогарант отзывы по осаго

Статья 7 Закона — основание и размер ответственности экспедитора — практически распространяет на него те же правила об ответственности, которые содержатся в статье 796 ГК РФ об ответственности перевозчика.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном Законом о транспортной экспедиции.

Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Положения Закона об ограничении ответственности экспедитора и утрате прав на ограничение ответственности (пункты 3 — 4 статьи 6), а также положения об ограничении ответственности экспедитора, содержащиеся в п. 5 ст. 7, вызывают серьезные сомнения в их глубокой проработке.

Известно, что «дуалистическое правило» об ограничении ответственности впервые появилось в Правилах Висби и было закреплено в ст. 170 КТМ (см. § 5 главы V) и направлено на применение гибкого подхода при решении вопроса об ограничении ответственности для тяжелых (666,67) и легких (2 единицы) грузов. Трудно объяснить, почему в Законе эта единая формула была расчленена на две нормы, не связанные между собой. В едином пакете находится и т.н. контейнерное правило (п. 4 ст. 170 КТМ), согласно которому отправитель (в нашем случае — клиент) вправе выбирать, следует ли в транспортном документе указывать количество мест, погруженных в контейнер. Это правило имеет и большее значение во взаимоотношениях экспедитора и клиента. Странно выглядит и положение о том, что ограничение экспедитора в количестве 666,67 единиц применяется при перевозке грузов в международном сообщении и использовании при этом международных документов. Известно, что при таких перевозках (как в прямом, так и в комбинированном сообщении) используются коносаменты, разработанные ФИАТА, которое содержит «дуалистическое правило».

Что касается правила об утрате экспедитором прав на ограничение ответственности при определенных обстоятельствах, то сформулированное в п. 4 ст. 6 правило о бремени доказывания противоречит не только здравому смыслу, но и унифицированным частноправовым нормам, получившим закрепление во многих международных конвенциях (см. ст. ст. 172, 193, 321, 332, 357 КТМ). Кстати, не совсем понятно, почему правило об утрате экспедитором права на ограничение ответственности не применяется к ограничению ответственности, предусмотренному в п. 5 ст. 7 Закона.

Статья 8 Закона — уведомление об утрате, недостаче или повреждении груза практически повторяет положения статьи 162 КТМ РФ: в случае если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Согласно ст. 9 экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом, ничтожно.

Ответственность клиента перед экспедитором предусмотрена ст. 10.

Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.

В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов от суммы этих расходов.

Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Законом предусматривается обязательный претензионный порядок предварительного рассмотрения требований к экспедитору. Этот порядок не распространяется при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

— возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

— возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

— нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 статьи 12, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного ст. 12 срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов

Транспортная экспедиция: нормативное регулирование, общие положения

Договор транспортной экспедиции — разновидность сделки по возмездному оказанию услуг. В отдельную главу эта сделка была выделена с введением существующего Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Среди основных нормативных актов, которыми регулируются возникающие в этой сфере правоотношения, выделяются следующие:

  1. Собственно сам ГК РФ.
  2. Специальный нормативный акт — закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Иные НПА, регулирующие отношения в сфере транспорта (правила, кодексы, уставы). Подробнее о них можно узнать из статьи Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ .
  4. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.
Смотрите еще:  Заявление о предоставлении освободившейся комнаты в коммунальной квартире

Правовая природа договора:

  • публичный;
  • двусторонний;
  • возмездный;
  • реальный или консенсуальный.

Экспедитором, то есть стороной, предоставляющей услуги, должны быть субъекты предпринимательства, зарегистрированные в установленном порядке, — ИП или коммерческая компания (см. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.03.2012 по делу № А19-640/2012). При этом экспедитор может быть одновременно и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК).

При осуществлении экспедитором своих обязанностей по договору у него также должна быть лицензия, если требуемые к исполнению действия подлежат лицензированию в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. К примеру, лицензия потребуется, если экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице, а перевозка будет осуществляться воздушным или морским транспортом.

Предмет договора

Услуги, которые предоставляет заказчику экспедитор, являются предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующий признак таких услуг — тесная взаимосвязь с перевозкой.

Возлагаемые на экспедитора услуги подразделяются на основные и дополнительные, которые, в свою очередь, могут быть выражены в форме фактических действий или действий юридического характера. Если основные формируют заключаемый договор, обусловливают его предмет, то дополнительные могут как быть включенными в соглашение, так и отсутствовать в его условиях.

Основные

Дополнительные

Непосредственная организация перевозки конкретным или смешанным видом транспорта

Проверка количества отправляемого товара, его внешнего состояния (упаковки, маркировки и т. п.)

Подготовка заявок для подачи транспорта на погрузку

Погрузка и последующая выгрузка

Заключение договора перевозки, фрахтования

Получение необходимых документов для осуществления импорта, экспорта

Осуществление действий по отправке и последующему получению груза

Выполнение таможенных процедур, уплата пошлин, сборов и прочих возможных расходов

Оплата провозных платежей и др.

Совершение с грузом иных действий, в том числе хранение

Представленные в таблице услуги не являются исчерпывающими. В рамках договора транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть также участие экспедитора в переговорах с контрагентами, информационные услуги, страховые услуги, услуги по розыску груза и прочее (см. постановление 14-го ААС от 17.07.2017 по делу № А44-9467/2016).

Существенные условия договора

Законодатель не раскрывает, какие условия являются существенными для договора транспортной экспедиции. Единственное, как следует из определения этого договора, данного в ГК РФ, он должен содержать информацию об услуге, которая должна быть оказана.

Учитывая судебную практику рассмотрения споров по делам, возникающим из данного вида правоотношений, можно также выделить следующие условия, которые необходимо согласовывать экспедитору и его клиенту:

  1. Стоимость оказываемых услуг (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2009 по делу № А45-14031/2009). Стоит отметить, что мнения судов по этому условию расходятся. Так, в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 по делу № А56-57520/2014 указано, что при отсутствии этого условия договор не может быть признан незаключенным.
  2. Условие о предмете (постановление 17-го ААС от 01.03.2011 по делу № А50-17971/2010).
  3. Порядок оплаты по договору (решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2015 по делу № А14-1879/2015).
  4. Сведения о грузе и условиях его транспортировки, в том числе информация о маршруте, получателе и отправителе (постановление 5-го ААС от 04.05.2017 по делу № А51-12257/2016).
  5. Идентифицирующие признаки груза, размер провозной платы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2017 по делу № А40-225934/2016).
  6. Объем груза (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2009 по делу № А56-57621/2008).

Образец договора транспортной экспедиции можно скачать здесь: Образец договора транспортной экспедиции

Форма договора. Доверенность экспедитору

Ст. 802 ГК РФ требует, чтобы рассматриваемый договор между клиентом и экспедитором был заключен в письменной форме. Однако несоблюдение этого требования законодательства не повлечет за собой одновременное признание такого договора недействительным. У заинтересованной стороны останется возможность доказывать факт его заключения и его условия прочими письменными и иными доказательствами, кроме свидетельских.

Ч. 2 указанной выше статьи ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика-клиента выдать экспедитору доверенность, на основании которой тот будет осуществлять действия от имени клиента. Доверенность выдается, только если имеется такая необходимость.

В тех случаях, когда экспедитор действует с третьими лицами, в том числе с перевозчиками, от своего имени, применяются положения ГК РФ, установленные в гл. 51–52. То есть даже если экспедитор заключит договор от своего имени, в обязательстве с перевозчиком он будет являться стороной, однако по отношению к заказчику по соглашению транспортной экспедиции он останется экспедитором и будет продолжать нести соответствующие обязательства перед клиентом.

Экспедиторские документы

Множество споров в судах между клиентами и экспедиторами возникает по причине неправильного оформления необходимой документации, которая является неотъемлемой частью договора и подтверждает его заключение, согласование условий.

Экспедиторскими документами согласно п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), являются:

  • поручение экспедитору, содержащее полный объем и условия оказываемых клиенту услуг;
  • экспедиторская расписка — доказательство получения экспедитором груза от непосредственно клиента или иного грузоотправителя (как ее заполнить, см. в статье Образец заполнения экспедиторской расписки);
  • складская расписка — доказательство принятия экспедитором товара на складское хранение.

Первый документ заполняется самим клиентом, остальные — экспедитором. Форма, содержание и иные нюансы составления перечисленных документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23.

На практике экспедиторские компании используют другие документы. Такую возможность им предоставляет п. 6 Правил, который гласит, что в зависимости от характера предоставляемых услуг стороны могут применять не предусмотренные этими правилами документы. Пользуясь данной возможностью, экспедиторы оформляют:

  • транспортные накладные;
  • курьерские расписки и иные.

Учитывая это, нужно указывать в данных документах всю необходимую информацию, которая в дальнейшем может подтвердить претензии (реквизиты получателя, вес груза, количество мест, сведения, идентифицирующие груз, другие данные).

Ответственность по договору экспедитора

Как и в правоотношениях по иным договорам, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей экспедитор по требованию клиента должен будет:

  • возместить причиненные убытки;
  • уплатить договорную неустойку;
  • если неустойка не предусмотрена договором, уплатить законную неустойку.

Предпринимательский статус экспедитора определяет для него особые нюансы ответственности. В частности, в случае неисполнения условий договора или их ненадлежащего исполнения он не сможет в свое оправдание для снятия ответственности аргументировать это тем, что:

  • не смог исполнить обязательство, так как у него не имелось необходимых для этого денег;
  • на рынке отсутствовали нужные для выполнения обязательства товары;
  • обязательство оказалось невыполненным из-за нарушений со стороны его контрагента — третьего лица (см. решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2016 по делу № А53-8328/2016).

Экспедитор сможет уйти от ответственности, только если представит доказательства того, что невыполнение (ненадлежащее выполнение) было связано с чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Также ответственность экспедитора ограничивается, когда в неисполнении договора виновен перевозчик. Однако если он не проявит осмотрительности в выборе перевозчика или примет на себя ручательство за выполнение перевозки взыскание можно производить с экспедитора (п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Правовая природа рассмотренного в настоящей статье договора довольно сложна, а обусловлено это сочетанием в нем различных видов обязательств (перевозки, поручения, хранения, комиссии, подряда и др.). Вместе с тем следует отметить, что этот договор вполне самостоятельный, а все услуги экспедитора (обязательства), предусмотренные в нем, имеют только одну цель — организацию и осуществление перевозки груза. Примерный шаблон этого документа можно скачать по ссылке: Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов.

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.