Договор с норвегией 2011

Ратифицирован заключенный между Россией и Норвегией Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подписанный в Мурманске 15 сентября 2010 года

Договор завершает продолжавшийся с 1970 года процесс делимитации всего спорного морского района общей площадью около 175 тыс. кв. километров.

Договором устанавливается линия разграничения морских пространств, которая делит весь спорный район примерно на две равные части. Определен также Специальный район площадью около 3,4 тыс. кв. километров, находящийся за пределами 200-мильной зоны от российского берега. Договор предоставляет России право осуществлять в Специальном районе суверенные права и юрисдикцию, которые она осуществляет в отношении своей исключительной экономической зоны.

Договором установлены условия сотрудничества в области рыболовства, предусматривающие сохранение механизма совместного регулирования рыбного промысла в Баренцевом море.

В Договоре также определяются принципы сотрудничества в освоении месторождений углеводородов. Месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только на основании соглашения как единое целое.

Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (Мурманск, 15 сентября 2010 г.)

Договор
между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане
(Мурманск, 15 сентября 2010 г.)

Российская Федерация и Королевство Норвегия (далее именуемые Сторонами),

желая поддерживать и укреплять добрососедские отношения,

учитывая развитие ситуации в Северном Ледовитом океане и роль Сторон в этом регионе,

желая внести вклад в обеспечение стабильности и укрепить сотрудничество в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане,

ссылаясь на положения Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года (далее именуемой Конвенцией),

ссылаясь на Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда от 11 июля 2007 года (далее именуемое Соглашением 2007 г.) и желая завершить разграничение морских пространств между Сторонами,

сознавая особое экономическое значение живых ресурсов Баренцева моря для Российской Федерации и Норвегии и их прибрежных рыбопромысловых сообществ, а также необходимость избежать нарушений в экономике прибрежных регионов, население которых обычно вело рыбный промысел в этом районе,

сознавая традиционный характер российского и норвежского рыболовства в Баренцевом море,

напоминая о своих первостепенных интересе и ответственности в качестве прибрежных государств в отношении сохранения и рационального управления живыми ресурсами Баренцева моря и в Северном Ледовитом океане в соответствии с международным правом,

подчеркивая важность эффективного и ответственного управления их углеводородными ресурсами,

договорились о нижеследующем:

Совершено в г. Мурманске 15 сентября 2010 года в двух экземплярах, каждый на русском и норвежском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Федерацию

За Королевство Норвегия

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (Мурманск, 15 сентября 2010 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 57-ФЗ

Договор вступил в силу 7 июля 2011 г.

Текст Договора опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 июля 2011 г. N 28 ст. 3997, в Бюллетене международных договоров, декабрь 2011 г., N 12

Не все знают, а многие даже не слышали о том, что в 2011 году Россия подарила Норвегии просто так огромные территории в Баренцевом море.

Речь идет о передаче Норвегии (стране НАТО, между прочим) 90 тысяч квадратных километров акватории (формально правильнее говорить акватории, а не территории, но сути это не меняет — государство отдает территорию) Баренцева моря с богатейшими залежами нефти, газа и рыбными ресурсами. Для сравнения — площадь всей Ленинградской области меньше (83,9 тысяч кв. км).

По площади, переданной Норвегии — это шесть Калининградских областей. Это примерно две Московской области или две Рязанской области. Это площадь Ленинградской или Челябинской областей.

Реально Россия потеряла еще больше площадей (передача этих территорий влечет отказ России от прав еще на 240 тыс. кв.км площадей Арктики в районе Шпицбергена. По крайней мере, так это будут трактовать и преподносить иностранные дипломаты), но об этом чуть позднее.

Территориальный спор о территориях в Баренцевом море с Норвегией шел достаточно долго, еще со времен Советского Союза — с 1970-х годов. Но Президент РФ (на тот момент Медведев Д.А.), как говаривал знаменитый охранник Бородач, в 2010 году сделал себе предупредительный выстрел в бедро. То есть разрубил «гордиев узел» противоречий, просто отдав все спорные территории Норвегии. Мы не знаем, принимал Медведев решение единолично, или это было решение «элиты», которое Медведев просто исполнил.

Процедура прошла достаточно быстро и незаметно для населения страны. Незаметно — мы имеем в виду Россию. А вот Норвегия отметила национальный праздник по этому поводу.

15 сентября 2010 Россия и Норвегия подписали Договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Россия ратифицировала данный договор Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. № 57-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» (принят Государственной Думой 25 марта 2011 года, одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года).

Наша Госдума одобрила ратификацию соглашения 311 голосами против 57. Так что к этому решению имеет прямое отношение достаточно большое количество людей из так называемой «элиты». Только отстаивает ли эта «элита» интересы государства? А если отстаивает — люди в рамках конструктивного диалога хотят знать истинные причины, на основании которых территории отошли к другой стране. В конце концов, какая-то часть депутатов голосовала против — у них тоже ведь были какие-то свои аргументы.

Что интересно, ратификация прошла, можно сказать, под грифом «секретно». Впервые за последние годы о событии такого масштаба не сообщили центральные СМИ. Точнее, информация была, но она имела совсем другой характер — что-то вроде «о достигнутых договоренностях с Норвегией по спорным территориям».

Министр нефти и энергетики Норвегии Улу Буртен Муэ восторженно прокомментировал «отличную новость».

«Представленные результаты геологоразведки доказывают, что юго-восток Баренцева моря — самый интересный из новых районов норвежского континентального шельфа», — цитирует министра Barents Observer.

На отданных территориях Баренцева моря, которую уступили норвежцам, нашли углеводородов на 30 млрд евро. Это следует из доклада Норвежского нефтяного директората (NPD). Всего в недрах территории, отошедшей Норвегии, залежи углеводородов оцениваются в 300 млн кубометров — в нефтяном эквиваленте это почти 1,9 млрд баррелей. По прогнозам, ориентировочный объем полезных ископаемых может оказаться даже больше — 565 млн кубометров, из которых на долю нефти приходятся не менее 15%, — говорится в докладе NPD.

Что касается истории территориального спора в Баренцевом море — в свое время СССР и Норвегия выдвинули принципиально разные предложения по установлению границ экономзон и шельфовых владений в Баренцевом море.

Норвегия требовала раздела по линии равных расстояний между берегами двух стран. Это часто встречающийся принцип раздела, который, однако, не является универсальным. Ведь одна из стран может получить решающее преимущество при разделе просто за счет выступающего мыса или полуострова. Именно так и обстоит дело в Баренцевом море, где норвежский берег «нависает» над российским. Поэтому этот принцип часто корректируется посредством учета длины и населенности побережья.

Советский Союз выступал с предложением провести линию раздела по границе полярного сектора СССР, установленную еще в 1926 году. Этот полярный сектор, признаваемый и поныне, означает принадлежность России не моря, а только суши, находящейся внутри этого сектора (в том числе суши, которая может быть открыта или подняться над поверхностью моря в результате тектонических процессов — что с учетом последних геологических изменений вполне возможно).

До передачи территорий около 60% всего российского улова рыбы и морепродуктов в Баренцевом море добывалось в районах, которые новый договор отдал под юрисдикцию Норвегии. Там же находились богатейшие месторождения нефти и газа.

И речь идет не просто о передаче территории, богатой ресурсами, другой стране, входящей в НАТО. Если бы гитлеровцы во время Второй мировой войны смогли дойти до нефтеносных районов Кавказа, потери СССР были бы не в пример больше.

Тут дело даже не в деньгах и ресурсах. Хотя и в них тоже. Теперь подлодки стран НАТО с ядерным оружем на борту (а Норвегия входит в НАТО) будут на законных основаниях находиться ближе к территории России. Теперь НАТО получает больше возможностей по слежению за нашими подводными лодками — хоть при помощи подводных кабелей, хоть другим способом. Еще неизвестно, что в тех краях с подлодкой «Курск» произошло в 2000 году…

В возможной войне счет пойдет даже не на секунды, а на доли секунд, которые могут решить все при подлете ракет. Надеемся, что до этого никогда не дойдет.

Вообще-то есть все основания полагать, что до этого не дойдет — да просто хотя бы потому, что те же самые территории выгоднее просто «отжать» от России, не прибегая к открытому вооруженному столкновению. Цель достигается меньшими потерями, меньшими ресурсами и т.д. Зачем воевать, если сами и так все отдадут, без войны?

Норвегия претендует сегодня в общей сложности на 2,4 млн кв. км акваторий в Мировом океане в виде своей экономзоны. По площади это чуть меньше Казахстана, это большие территориальные претензии. Не отстают и другие страны. Передел мира давно идет. На новой карте мира места для России уже не предусмотрено.

Смотрите еще:  Бланк акт списания материальных ценностей образец

Нам не хочется верить, что цепная реакция сдачи территорий Россией уже началась.

В свое время со стороны России (точнее, СССР в 1990 году Горбачевым и Шеварднадзе) уже была сделана территориальная уступка США части шельфа Берингова моря (46,3 тысяч квадратных километров); не так давно (в 2008 году) Китаю переданы остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский на Амуре. Есть все основания полагать, что это не последние известия по поводу сдачи территорий…

И, кстати, в отличие от нашей Госдумы — Верховный Совет СССР в 1990 году не ратифицировал соглашение о передаче американцам шельфа Берингова моря. Раньше людей с государственным мышлением во власти было больше, наверное.

Мы потом подробнее об этом напишем.

При нищете собственного населения Россия проявляет к другим странам неслыханную щедрость. Мы здесь даже не говорим о том, сколько долгов простила другим странам Россия просто так — мы писали об этом в отдельной статье.

При заключении нового договора с Норвегией в 2010 году мы отступили на восток от границ полярных владений России, которые не только закреплены нашим законодательством, но и нанесены практически на все иностранные географические и навигационные карты.

Соглашение о разделе Баренцева моря первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников назвал «позорным».

Как мы уже писали выше, ратификация этого договора может повлечь и другие, более серьезные последствия.

Ратификация этого договора означает также отказ от прав на территории, которые Россия имеет как участник Парижского договора 1920 года по Шпицбергену. По крайней мере, об этом буду кричать западные страны спустя некоторое количество лет, и начнется следующий виток «отжима».

Речь идёт об акватории площадью около 240 тысяч квадратных километров. А это — более чем в пять раз больше площади Московской области. В три раза больше Ленинградской области или Тверской области. В 1,7 раза больше площади Мурманской области. Это примерно, если к площади Карелии прибавить площадь Ярославской области в двойном размере.

Как бы ни изворачивались инициаторы, сторонники и лоббисты (другие слова напишите сами) этого договора с Норвегией, что ратифицированным договором мы вовсе не признаем права Норвегии на морское пространство вокруг Шпицбергена, на самом деле все не так радужно. Да, вопрос остается спорным, но не случайно договор о Шпицбергене 1920 года вообще не упоминается в новом договоре 2010 года о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Это грубое и, скорее всего, сознательное нарушение техники международных договоров, в которых всегда подтверждается верность сторон прежним соглашениям, имеющим смежный предмет регулирования. Подписание договора 2010 сильно усложнит позицию России по Шпицбергену в будущем.

И Норвегия фактически уже хозяйничает на Шпицбергене.

Если наши власти и дипломаты проигрывают в 100% выигрышном споре, они вряд ли смогут выиграть международный суд, в котором есть хотя бы одна юридическая зацепка для другой стороны спора. При передаче Россией Норвегии 90 тыс. кв. км территории Баренцева моря можно было бы по крайней мере выторговать для России какие-то льготные условия в сотрудничестве — например, о совместной добыче ресурсов, можно было бы вынудить Норвегию пойти на ответные уступки по тому же Шпицбергену, договориться о демилитаризованной зоне и т.д. и т.п. Ну или оставить ситуацию как есть на крайний случай до лучших времен.

Ничего этого сделано не было. Да и вообще — зачем было отдавать-то свои территории?

Так и хочется сказать словами Милюкова П.Н.: «Что это — глупость или измена?»…

Мы не обвиняем огульно никого, не зная, возможно, каких-то нюансов — но мы видим факты. Нам хочется просто спросить и понять, зачем Россия это сделала. В конце концов, резкое осуждение рядом депутатов этого соглашения базировалось тоже не на пустом месте.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи:

Россия отступает в Баренцевом море

На круглом столе в Госдуме негативно оценен российско-норвежский договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

15 февраля в Государственной думе РФ прошёл круглый стол, участники которого обсудили весьма болезненную проблему. В центре внимания было содержание недавно заключенного договора между Россией и Норвегией. Полностью тема круглого стола звучала так: «О Договоре между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане».

Обсуждение проводилось по инициативе фракции КПРФ в Государственной думе. Вел заседание первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, секретарь ЦК КПРФ Л.И. Калашников. Открывая работу круглого стола, он заявил: «Спор по поводу того, где должна проходить граница между Россией и Норвегией в этом регионе велся последние 40 лет. Однако новый, недавно подписанный договор, по нашему убеждению, невыгоден России. Наша страна пошла на серьезные уступки Норвегии».

В дискуссии приняли участие представители МИД РФ, руководители объединений рыбопромышленников, специалисты из Государственной морской академии, Полярного исследовательского института и другие ученые-эксперты. Основная часть выступивших признала, что договор о разграничении морских пространств с Норвегией наносит серьезный ущерб интересам России. Это качается как вопросов рыболовства, так и проблем освоения природных ресурсов на шельфе в этом регионе. Обеспокоенность на сей счет, в частности, высказали: председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России В.К. Зиланов, руководитель фракции КПРФ в Мурманской областной думе Г.В. Степахно, доктор юридических наук, профессор С.А. Гуреев и еще полтора десятка участников.

По итогам работы круглого стола приняты специальные Рекомендации. Предоставляем их вниманию читателей.

«круглого стола» на тему: «О Договоре между Российской Федерацией

и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане»

15 февраля 2011г. г. Москва

Проводя по предложению фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации» с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, ученых, специалистов и представителей ассоциаций, объединений рыбаков Северного и Западного бассейнов публичное обсуждение «Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», подписанного в г. Мурманске 15 сентября 2010 года и подлежащего ратификации (далее по тексту Договор 2010 года), участники «круглого стола» констатируют следующее.

Из 16 выступивших на «круглом столе» лишь трое однозначно высказались в пользу ратификации Договора 2010 года (два представителя МИД РФ и один представитель МГИМО, являющегося фактически подразделением МИДа). Все остальные выступившие отмечали многочисленные недостатки Договора 2010 года и связанные с ним угрозы национальным интересам России. В частности, в основном негативно оценили Договор 2010 года все выступившие представители общественных объединений рыбаков России.

Позиция участников «круглого стола», поддержавших ратификацию договора, сводится к следующим тезисам. Договор 2010 года является разумным компромиссом, «справедливым решением» и завершение процесса разграничения морских пространств между Россией и Норвегией положительно скажется не только на двусторонних отношениях, но и на общей ситуации в Арктическом регионе. Особо подчеркивается, что с вступлением в силу Договора 2010 года «прекратится мораторий на разведку углеводородных ресурсов в бывшем «спорном районе» Баренцева моря, и интересы рыбаков Договор 2010 года не ущемляет, более того, позволяет развивать сотрудничество между рыбаками двух стран на новой основе».

Ниже приводятся рекомендации, обобщающие мнение большинства участников «круглого стола».

Баренцево море и Северный Ледовитый океан имеют важное геополитическое, экономическое, оборонное и социальное значение для России. Вдоль побережья этих морских пространств проживает более 2 млн. российских граждан, экономическая деятельность которых тесно связана с морепользованием. Особое значение в этом плане имеет Северо-Запад России и, прежде всего Мурманская, Архангельская, Калининградская области, Республика Карелия и Ненецкий автономный округ. Здесь сосредоточены рыбная промышленность, судостроение и судоремонт, транспортная морская система, геологоразведка и добыча углеводородных ресурсов как на суше, так и на шельфе, военно-морской флот и ряд других отраслей экономики.

До середины 70-х годов XX столетия экономическая и другая деятельность в Баренцевом море и западной части Северного Ледовитого океана осуществлялась с использованием всего водного пространства за исключением территориального моря всеми странами с соблюдением норм международного права.

С возникновением в 70-80-х годах XX столетия института 200-мильных зон и развитием добычи углеводородных ресурсов на морском континентальном шельфе возникла проблема разграничения экономических зон и континентального шельфа. Применительно к Баренцеву морю и западной части Северного Ледовитого океана такое разграничение необходимо было осуществлять с Норвегией. В связи с этим в прошлом Советский Союз предложил разграничить 200-мильные экономические зоны и континентальный шельф двух государств по линии границ полярных владений Советского Союза, установленных Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. В свою очередь Норвегия предложила произвести разграничение по принципу равного отстояния от соответствующих ближайших точек на побережье материковых и островных территорий, над которыми соответствующее государство осуществляет суверенитет, – так называемая «серединная линия». При этом Норвегия стремилась максимально использовать выгодную для нее географическую особенность своего северо-восточного побережья, которое выступает в восточном направлении и как бы нависает над северо-западным побережьем России. Кроме того, Норвегия считала правомерным учитывать при разграничении ее суверенитет над архипелагом Шпицберген. Наша же страна исходила из того, что статус архипелага Шпицберген и его морского района регулируется соответствующими положениями Договора о Шпицбергене 1920 года, по которому суверенитет Норвегии имеет ограниченный характер. В связи с этим на этом участке линией разграничения может быть только граница восточной части района Договора о Шпицбергене, проходящая по 35° восточной долготы, что совпадает с нашей границей полярных владений России.

В условиях разного подхода двух стран к разграничению 200-мильных зон и континентального шельфа была достигнута договоренность в 1975-1978гг. о временных мерах регулирования, прежде всего, рыболовства в районе, прилегающем к материковому побережью Норвегии и Советского Союза в Баренцевом море, который получил наименование «Смежный участок» (в СМИ более известный как «серая зона»). Эта договоренность действует на бесконфликтной основе с 1978 года по настоящее время и устраивает как рыбаков России, так и Норвегии. Более того, такая система позволяет эффективно решать все вопросы рыболовства и с третьими странами. Что же касается разведки и разработки углеводородных ресурсов, то было принято решение ввести в «Смежном участке» мораторий на такую деятельность до окончательного разграничения.

Смотрите еще:  Услуги менеджмента договор

Таким образом, достигнутые в 70-80-х годах договоренности между Советским Союзом и Норвегией позволяли вести рыболовную, транспортную и военно-морскую деятельность на бесконфликтной основе, хотя и имеющей временный характер. Кроме того, непризнание нами введенной Норвегией 200-мильной «рыбоохранной зоны» вокруг Шпицбергена вопреки положениям Договора о Шпицбергене 1920 года и принятых в то же время исполнительной властью ряда решений, предписывающих капитанам рыболовных судов под флагом СССР особый порядок ведения промысла в этом районе, позволило эффективно использовать рыбные запасы этой акватории в пределах национальных квот. Такой порядок сохраняется и по настоящее время. Все это позволило рыболовным судам России за последнее почти двадцатилетие (1992-2010гг.) добывать в целом по Баренцеву морю в среднем около 533 тыс. т за год, в том числе в западных районах моря — самых продуктивных — 320 тыс. т. Максимальный вылов достигнут в 2010 году — в целом по Баренцеву морю 688 тыс. т, в том числе в западных районах, включая район Шпицбергена, 460 тыс.т. Стоимость продукции первого предъявления из этого сырья оценивается 15- 20 млрд. рублей, в зависимости от ассортимента сырья.

Сформировавшийся режим экономической деятельности в морских районах Баренцева моря и западной части Северного Ледовитого океана на пороге XXI века, надо полагать, устраивал и норвежскую сторону, т.к. она не предпринимала каких-либо активных шагов к форсированию процесса разграничения экономических зон и континентального шельфа. Об этом свидетельствуют итоги визитов в Норвегию президентов России Б.Н.Ельцина и В.В.Путина. Вместе с тем норвежцы готовы были пойти на раздел так называемого «спорного района» пополам – 50:50. Однако такой подход оценивался в прошлом руководством страны как несправедливый и неприемлемый.

Положение в корне изменилось в ходе государственного визита в апреле 2010 года в Норвегию российской делегации во главе с Президентом России Д.А. Медведевым, где была достигнута принципиальная договоренность о разделе «спорного района» поровну. А это морская акватория площадью около 175 тыс. кв.км, образованная между границей полярных владений 1926 года России (на участке 74°с.ш. — 81°с.ш. совпадает с восточной линией Договора о Шпицбергене 1920 года) и «серединной линией» разграничения, предложенной Норвегией. Принципиальное решение с нашей стороны о разделе «спорного района» в соотношении 50:50 принималось без вовлечения в этот процесс практиков – представителей бизнеса, занимающихся морехозяйственной деятельностью в Баренцевом море. По крайней мере, представители ассоциаций, объединений рыбаков к этой проблеме не привлекались. Однако рыбаки, узнав из СМИ о принятых принципиальных решениях, обратились с открытым письмом (08.09.2010 г.) к Президенту России Д.А.Медведеву о необходимости дополнительного анализа последствий такого решения для отечественного рыболовства. К сожалению, это обращение было оставлено без внимания, как и ранее сделанные в апреле-июне 2010 года и направленные в МИД РФ предложения относительно учета мнения рыбаков Северного и Западного бассейнов. Более того, ассоциации, объединения рыбаков этих бассейнов совместно с Росрыболовством разработали конкретные поправки в проект Приложения I Вопросы рыболовства Договора 2010 года (07.04.2010г.). Они также остались без внимания переговорщиков с российской стороны.

В результате 15 сентября 2010 года в г.Мурманске министр иностранных дел России С.В.Лавров и министр иностранных дел Норвегии Й.Стёре в присутствии Президента России Д.А.Медведева и премьер-министра Норвегии Й.Столтенберга подписали Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который подлежит ратификации. Норвегия 8 февраля 2011 года ратифицировала Договор 2010 года. В настоящее время к этой процедуре приступает Россия.

Сам Договор 2010 года состоит из преамбулы, отражающей цели, восьми статей и двух Приложений: прохождение координат линии разграничения морских пространств (статьи 1 и 2); статус специального района (статья 3); основы сотрудничества в области рыболовства (статья 4) и углеводородов (статья 5); соотношение Договора и других международных документов (статья 6); о возможности внесения изменений в Приложения к Договору (статья 7); порядок вступления в силу договора (статья 8); Приложения, касающиеся рыболовства (Приложение I) и углеводородов (Приложение II), которые являются неотъемлемой частью Договора, но, вместе с тем, в них можно вносить изменения (статья 7). К Договору 2010 года прилагается карта–схема, иллюстрирующая линию разграничения морских пространств.

Правовая экспертиза Договора 2010 года, выполненная учеными – юристами, показывает, что после вступления в силу Договора:

— у России более не будет оснований возражать против 200-мильной зоны Норвегии вокруг Шпицбергена (а ранее такие основания были согласно Договора о Шпицбергене 1920 года);

— у России не будет оснований возражать против континентального шельфа Норвегии вокруг Шпицбергена (а до Договора 2010 года такие основания были согласно Договора о Шпицбергене 1920 года);

— у России более не будет оснований возражать против территориального моря Норвегии вокруг Шпицбергена (а ранее такие основания были согласно Договору о Шпицбергене 1920 года);

всякая экономическая деятельность России после вступления в силу Договора 2010 года в морских районах вокруг Шпицбергена на основе Договора о Шпицбергене 1920 года становится юридически невозможной. Такая деятельность возможна только при полном подчинении законодательству Норвегии о ее территориальном море, 200-мильной зоне, континентальном шельфе.

Особо следует подчеркнуть тот факт, что в самом Договоре 2010 года нет ссылки на Договор о Шпицбергене 1920 года, что соответствует интересам Норвегии, но не России. Этим Россия задевает интересы других участников Договора о Шпицбергене, а их более 40 стран, и прежде всего первоначальных участников, а это США, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, Швеция и Япония.

Положения Договора 2010 года с вступлением в силу фактически отменяют западную границу полярных владений, определенную постановлением Президиума ЦИК СССР от 1926 года.

Анализ положений Договора 2010 года относительно защиты национальных интересов в области рыболовства рассматривался рядом депутатов Мурманской областной Думы в октябре и ноябре 2010 года. Они пришли к выводу о том, что:

— Договор «не отражает в полной мере интересов Российской Федерации в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане»;

— «до 313 тыс. т вылавливается в западных районах Баренцева моря, которые по подписанному Договору отходят Норвегии»;

— в Договоре «нет положений относительно доступа отечественного флота для ведения промысла в традиционных западных районах Баренцева моря, которые отходят под юрисдикцию Норвегии»;

— «впервые морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, также переходит под юрисдикцию Норвегии»;

— со вступлением в силу Договора 2010 года теряет свое значение «Нота Посольства СССР от 15 июня 1974 года о непризнании нами 200- мильной рыбоохранной зоны» Норвегии вокруг архипелага Шпицберген, а также положения Договора о Шпицбергене 1920 года о равных правах его участников к занятию рыболовством в этом районе».

Ассоциации, объединения рыбаков Северного и Западного бассейнов, разделяя оценку Договора 2010 года депутатами Мурманской областной Думы, дополнительно настаивают на введении переходного периода в 15 лет для «Смежного участка» рыболовства, образованного в 1978 году и действующего по настоящее время, обеспечении режима наибольшего благоприятствования для научных исследований и мониторинга за сырьевой базой рыболовства, принятии единых правил, мер регулирования рыболовства и гармонизированных контрольных проверок рыбопромысловых судов в море и мер наказания государством флага, доступа в традиционные западные районы промысла, включая район Шпицбергена и ряд других.

Эти требования рыбаков были представлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, и они могут быть внесены в Приложение I Вопросы рыболовства Договора 2010 года.

Кроме того, в практических целях капитаны рыболовных судов, осуществляющих промысел рыбы и ракообразных (сидячих видов) в Баренцевом море, считают крайне необходимым определить, где в соответствии с Договором 2010 года линия разграничения является внешней границей 200-мильной исключительной зоны, а где она является внешней границей континентального шельфа России.

С вступлением в силу Договора 2010 года и окончанием переходного периода в 2 года для «Спорного района» (координаты которого отсутствуют), как это определено в Приложении I, отечественные рыбаки потеряют рыбопромысловый район площадью около 60 тыс.кв.км, расположенный восточнее границы полярных владений России и который по Договору отходит к Норвегии. Промысел в этих районах будет возможен только с разрешения норвежских властей и на их условиях.

Также с вступлением в силу Договора 2010 года под юрисдикцию Норвегии в завуалированной форме отходит обширный морской рыбопромысловый район площадью около 240 тыс. кв. км, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, где промысел морских живых ресурсов будет возможен только с разрешения норвежских властей и на их условиях.

Таким образом, Договор 2010 года создает реальную угрозу потерь для отечественного рыболовства западных районов Баренцева моря общей площадью около 300 тыс.кв.км, где ежегодная добыча составляет 320-460 тыс. тонн (трески, пикши, окуня, палтуса, зубаток и других видов); стоимость продукции первого предъявления оценивается 15-20 млрд. рублей в зависимости от ассортимента сырья.

Дополнительно представители ассоциаций, объединений рыбаков Северного и Западного бассейнов обращают внимание на отсутствие аутентичности текстов русского и норвежского вариантов Договора, что в перспективе приведет к конфликтам.

Помимо вопросов рыболовства, Договор 2010 года регулирует также вопросы добычи углеводородных ресурсов на шельфе Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Согласно Договору 2010 года ряд месторождений углеводородных ресурсов на южной части шельфа Баренцева моря вблизи побережья, таких как газовое – «Свод Федынского», расположенный в южной части «Смежного участка», разделяется линией разграничения примерно поровну между Россией и Норвегией. А это деление запасов, по оценке российских ученых, в объеме 5,8 трлн. куб. м, что на 2 трлн. куб. м. больше Штокмановского месторождения. По последним данным «Арктикморнефтегазразведки», запасы углеводородов в этом районе исчисляются в 7 трлн. 481 млрд. условного топлива. Исходя из положений Договора 2010 года (Приложение II Трансграничные месторождения углеводородов), такие пограничные месторождения должны разрабатываться на условиях кооперации российскими и норвежскими компаниями. В случае же разграничения шельфа по границе полярных владений эти крупнейшие месторождения углеводородных ресурсов находились бы на российском шельфе Баренцева моря, которое круглогодично свободно от льда и находятся вблизи побережья Кольского полуострова.

В целом необходимость договорно-правовой базы разграничения 200-мильных экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море и западной части Северного Ледовитого океана востребована. Вместе с тем реализованное Договором 2010 года разграничение ведет к неоправданным уступкам России площадей континентального шельфа и 200-мильной экономической зоны в пользу Норвегии, отказу России от прав, представленных ей положениями Договора о Шпицбергене 1920 года, экономическим потерям, прежде всего в области рыболовства.

Смотрите еще:  Заявление выплата неустойки

По итогам состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:

Президенту Российской Федерации

Рассмотреть правовую основу и механизм принятия решений исполнительной властью относительно целевых установок и контроля за их реализацией при проведении международных договоренностей, имеющих национальное значение, включая привлечение и участие в этом процессе представителей субъектов Российской Федерации, бизнес-сообщества, специалистов, ученых и широкой общественности.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

1. Довести настоящие Рекомендации до сведения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти и законодательной власти приморских субъектов Северо-Западного Федерального округа России;

2. Поручить Комитету по международным делам, Комитету по безопасности и Комитету по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы провести подготовку в преддверии ратификации Договора 2010 года открытых парламентских слушаний о соответствии национальным экономическим интересам Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

3. Принять соответствующее Заявление при ратификации, отражающее позицию России в отношении понимания ряда положений Договора 2010 года в части, касающейся Договора о Шпицбергене 1920 года, 200-мильной «рыбоохранной зоны» и доступа отечественного рыболовного флота в западные традиционные районы Баренцева моря, включая морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года.

Правительству Российской Федерации

1. Выполнить до ратификации независимую лингвистическую экспертизу русского и норвежского текстов Договора 2010 года с привлечением для этого соответствующих специалистов, владеющих специальной рыболовной терминологией.

2. Осуществить анализ предлагаемых рыбацким сообществом поправок в Приложение I Вопросы рыболовства Договора 2010 года и поручить соответствующим ведомствам согласовать их с норвежской стороной для внесения в текст Приложения I Вопросы рыболовства Договора 2010 года.

3. Провести соответствующие мероприятия в части отмены и принятия нормативно-правовых документов в условиях вступления в силу Договора 2010 года, обеспечивающих ритмичную работу отечественного флота в западных традиционных районах Баренцева моря и в районе Договора о Шпицбергене.

4. Осуществить до вступления в силу Договора 2010 года картографическое (в соответствующих координатах) нанесение внешней границы 200-мильной исключительной экономической зоны и внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Баренцевом море и в западной части Северного Ледовитого океана, исходя из соответствующих положений Договора 2010 года, нормативно-правовых документов Российской Федерации по данному вопросу, которыми должны руководствоваться капитаны рыболовных судов при осуществлении промысла морских живых ресурсов в Баренцевом море и в районе, подпадающим под действие Договора о Шпицбергене 1920 года.

Фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации»

1. Информировать о настоящих Рекомендациях все фракции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Подготовить соответствующее Заявление относительно ратификации Договора 2010 года с учетом итогов слушаний «круглого стола».

3. Довести Заявление до широкой общественности, особенно приморских регионов, ассоциаций, объединений рыбаков Северного и Западного бассейнов.

Россия и Норвегия разделили воды Арктики

Сегодня Госдума поставила точку в споре между Россией и Норвегией, который шел несколько десятков лет. Депутаты ратифицировали российско-норвежский договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море, подписанный в сентябре минувшего года.

История подписания договора очень долга и трудна. Два государства много лет не могли договориться о разделе огромной морской акватории площадью в 175 тысяч квадратных километров. В ее недрах содержатся большие запасы углеводородов, а воды богаты рыбой. Не мудрено, что уступать никто не хотел. Переговоры начались в 1970 году, но долго ни к чему не приводили. Проблема перешла по наследству от Советского Союза России.

Отсутствие договора о разграничении объективно вредило обеим сторонам. Так, начиная с 1980 года в спорном районе не велась геологоразведка. Во многом отсутствие прогресса на переговорах было вызвано тем, что во входящей в НАТО Норвегии у власти долгое время находились люди, не склонные к компромиссу с вроде бы ослабевшей Россией. Ситуация начала меняться в 2005 году, когда премьер-министром стал Йенс Столтенберг.

Уже в 2007 году России и Норвегии удалось договориться по поводу 120-километрового южного участка спорной акватории, располагающегося между российским полуостровом Рыбачий и норвежским полуостровом Варангер. Оставался северный участок и часть открытого моря. Обещанного в данном случае пришлось ждать три года.

В конце апреля прошлого года Дмитрий Медведев побывал в Осло. По итогам визита российский президент и норвежский премьер дали поручение подготовить проект договора о разграничении оставшегося спорного участка. Йенс Столтенберг, комментируя это, отметил, что спорная территория «будет поделена на две равные по значению части».

День, подведший черту под российско-норвежским спором, наступил 15 сентября 2010 года. В тот день главы МИДов двух стран в присутствии Медведева и Столтенберга подписали долгожданный договор. Согласно ему, России отошло 860 тысяч квадратных километров спорного участка, Норвегии — 510 тысяч. Кроме того, подписание договора позволило снять многолетний мораторий на геологоразведку.

Разрешение спора с норвежцами открывает для России большие перспективы в области освоения ее арктических богатств. Так, северяне обладают уникальным оборудованием по бурению на больших глубинах в полярных широтах. Без него России было бы очень сложно освоить Штокмановское и многие другие месторождения. Норвежцы также не проиграют — их компании допущены к российским богатствам.

Трудно переоценить и международное значение подписанного документа. Россия, Норвегия, Дания, США и Канада жестко спорят о разделе арктического шельфа. Все, кроме РФ, входят в НАТО и теоретически способны выступить против нас единым фронтом. Американцы, канадцы и датчане неоднократно говорили, что не отдадут России ни пяди Арктики. К счастью, норвежцы оказались договороспособны, и потенциальный антироссийский блок хотя бы немного удалось разбить.

Как оценить этот договор? Некоторые в России считают его недопустимой уступкой скандинавам. Мол, отдали значительную часть собственной акватории. Противники документа также ссылаются на неурегулированность российско-норвежского спора по Шпицбергену. Вопрос о нем стоит еще с 1920 года. Хотя архипелаг и принадлежит Норвегии, Россия имеет исключительное право вести там хозяйственную деятельность.

Однако там, вопреки международным нормам, норвежцы установили 200-мильную рыбоохранную зону, и российские рыбаки постоянно попадаются «в сети» норвежской рыбной охраны. Достаточно вспомнить, как удирал от погони в 2005 году российский рыболовецкий траулер «Электрон» с двумя норвежскими инспекторами на борту. Но это — тема отдельных переговоров. Пока же стороны решили вопрос о разделе спорного участка.

В то же время нынешняя ратификация документа в Госдуме (норвежский Сторртинг сделал это еще в феврале) вряд ли автоматически приведет к окончанию дискуссии о том, был ли у России другой выход. Выиграла ли наша страна от подписания документа, или проиграла? Об этом в интервью «Правде.Ру» размышляет заведующий Центром сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Никита Загладин:

«Этот договор для России выгоден. Во-первых, представим себе, что мы вдруг получили все, чего хотели, и ничего бы не дали норвежцам. В этом случае мы выглядели бы очень смешно, находясь в положении собаки на сене. Дело в том, что в России слабо развиты технологии даже для добычи углеводородов на малых глубинах, не говоря уже о средних. А норвежцы успешно начинают бурить даже на больших глубинах.

И если не норвежцы помогут нам осваивать арктические богатства, то кто? В мире насчитывается очень немного держав, которые бы могли в этом отношении сравниться с Норвегией. Более того, я даже не могу сказать, когда у нас вообще могут появиться такие технологии. И поэтому у нас просто нет выхода, кроме как дружить с норвежцами.

Во-вторых, Норвегия демонстрирует себя в переговорах с нами достаточно гибким партнером — в отличие от всех остальных претендентов на дележ арктических богатств (особенно от той же Канады). И она это доказала тем, что все же подписала с нами договор относительно дележа спорных районов. И условия разграничения были достаточно справедливыми. Осло не поднимало крик относительно какого-то давления со стороны Москвы, предпочтя все поделить практически поровну.

И в-третьих, подобное соглашение является также отправной точкой для дальнейшего налаживания отношений России и Норвегии в условиях, когда другие арктические державы пытаются поделить газ и нефть, отпихивая друг друга локтями. Блокируясь вместе, поддерживая друг друга, мы могли бы лучше отстаивать свои позиции».

Читайте самое интересное в рубрике «Мир»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Похожие статьи:

  • Договор на продажу квартиры два продавца Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович, пол: мужской, год прождения: 03 апреля 1970 года, место […]
  • Расчет пособия до 1 5 лет форма Расчет пособия до 1,5 лет, форма для ФСС ВаляЧел сказал(-а): 11.02.2014 05:27 Расчет пособия до 1,5 лет, форма для ФСС у меня так: Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет ФИО […]
  • Налог на 125 лС Транспортный налог Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 100 л.с. включительно - свыше 100 л.с. до 125 л.с. включительно - свыше 125 л.с. до 150 л.с. […]
  • Транспортный налог в москве за 2011 Ставки транспортного налога в Москве на 2014 год по сравнению с 2013 годом не изменились. Они установлены Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 "О транспортном налоге" (с изм. от 14 […]
  • Договор займа между физ лицами с процентами ДОГОВОР ЗАЙМА МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ С ПРОЦЕНТАМИобразец, форма, бланк, шаблон, примерпростая письменная форма сделки (без нотариуса) 2019 год ДОГОВОР займа денег с процентами Россия, […]
  • Приказ 335 по спиду Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 сентября 2017 г. N 749 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. N 60 "О […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.