Договор об ограничении стратегических вооружений

Переговоры об ограничении стратегических вооружений

Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, на наращивание ядерного арсенала затрачивались огромные средства.

Содержание

ОСВ-I

ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

Подписанный президентом США Ричардом Никсоном и советским лидером Леонидом Брежневым в Москве, был первым договором по контролю над вооружениями, который прямо ограничивал производство новых ядерных вооружений.

ОСВ-II

Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.

Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.

Историческое значение

Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, на наращивание ядерного арсенала затрачивались огромные средства. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономики США и СССР.

19.02.2016, 1117 просмотров.

Соглашения СССР и России с США в области ядерных вооружений

МОСКВА, 16 янв — РИА Новости. Избранный президент США Дональд Трамп заявил в опубликованном в понедельник интервью британской газете Times, что намерен поставить вопрос о существенном сокращении арсеналов в ходе переговоров с Россией по ядерному разоружению. Он также рассказал о возможности достичь с Россией соглашения о сокращении ядерного оружия в обмен на снятие американских санкций.

Ниже приводится справочная информация о соглашениях СССР и России с США в области ядерных вооружений.

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались 17 ноября 1969 года в Хельсинки. Затем было проведено еще несколько раундов переговоров в Хельсинки и Вене. В мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по противоракетной обороне (ПРО).

26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по противоракетной обороне и Временное соглашение между США и СССР о мерах ограничения стратегического наступательного вооружения, получившее название ОСВ-1. Соглашение было подписано сроком на пять лет, в дальнейшем срок действия мог быть продлен. ОСВ-1 предусматривал ограничение количества баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент; запрещение строительства новых наземных стартовых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ограничение количества пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ).

Стороны обязывались иметь только по одному району, защищенному системами противоракетного оружия (ПРО). СССР развернул систему ПРО вокруг Москвы в 1966 году, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс. Контроль над ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет осуществлялся национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 года обе стороны отдельно заявили о намерении не предпринимать действий, несовместимых с этим соглашением, при условии, что другая сторона будет проявлять такую же сдержанность.

В ходе дальнейших советско-американских переговоров были выработаны условия нового договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, который был подписан в Вене 18 июня 1979 года сроком действия до 31 декабря 1985 года. По условиям договора вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе. ОСВ-2 в силу не вступил, так как не был ратифицирован сенатом США, но фактически обе стороны придерживались предусмотренных ограничений. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 послужили основой для разработки договоров о сокращении наступательных вооружений: СНВ-1 (1991), СНВ-2 (1993), СНВ-3 (2010).

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил. Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ).

Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячи единиц. Предельное количество ядерных боезарядов — 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР — не более 3,6 тысячи тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с дальностью более 600 километров. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить. Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ-1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол.

6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

5 декабря 2009 года срок действия подписанного 31 июля 1991 года Договора СНВ-1 завершился.

Договор СНВ-2 между Россией и США подписан в Москве 3 января 1993 года. Стороны обязались к 2003 году сократить арсеналы своих стратегических вооружений на 2/3 от уровня января 1993 года. К 2003 году количество ядерных боеголовок каждой стороны не должно было превышать 3-3,5 тысячи единиц.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 являлись Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их шахтных пусковых установок (ШПУ); Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков, Протокол к Договору от 3 января 1993 года, подписанный в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1. 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления договора на пять лет — с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно — на три-четыре года.

Российская сторона ратифицировала договор в пакете с протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны). США ратифицировали договор в январе 1996 года, однако договор в пакете с протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».

24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

8 апреля 2010 года в Праге был подписан Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он заменил Договор о СНВ 1991 года (ДСНВ) и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года (ДСНП).

Вступивший в силу 5 февраля 2011 года, Договор об СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить число развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений. Соглашение предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. Срок действия договора — десять лет.

5 февраля 2011 года глава МИД РФ Сергей Лавров и глава госдепартамента США Хиллари Клинтон обменялись в Мюнхене ратификационными грамотами Договора, и он вступил в силу.

ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ — один из клю­че­вых прин­ци­пов и на­прав­ле­ний современной ми­ро­вой по­ли­ти­ки, ко­то­рый за­клю­ча­ет­ся в ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических во­ору­же­ний оп­ре­де­лён­ным ко­ли­чест­венным ли­ми­том.

ОСВ име­ет це­лью уп­ро­чне­ние меж­ду­на­род­ной без­опас­но­сти и пре­дот­вра­ще­ние во­енной уг­ро­зы и пред­став­ля­ет со­бой сред­ст­во про­ти­во­дей­ст­вия со­пер­ни­че­ст­ву го­су­дар­ств в об­ла­сти на­коп­ле­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния во­ору­же­ний. Ус­та­нов­ле­ние та­ко­го ли­ми­та мо­жет быть осу­щест­вле­но пу­тём не­пре­вы­ше­ния су­щест­вую­ще­го или со­кра­ще­ния стра­те­гических во­ору­же­ний до но­во­го, бо­лее низ­ко­го уров­ня ОСВ; по свое­му ха­рак­те­ру мо­жет быть не толь­ко ка­чест­вен­ным, но и ко­ли­чест­вен­ным (например, ус­та­нов­ле­ние за­пре­та на но­вые ти­пы стра­те­гических во­ору­же­ний). Как наи­бо­лее ра­ди­каль­ную фор­му ОСВ мож­но пред­ста­вить ли­кви­да­цию на вза­им­ной ос­но­ве тех или иных со­гла­со­ван­ных ви­дов во­ору­же­ний. По на­зна­че­нию стра­те­гического во­о­ру­же­ния под­раз­де­ля­ют на стра­те­гические на­сту­па­тель­ные (удар­ные) и стра­те­гические обо­ро­ни­тель­ные. В со­став стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний (СНВ) вхо­дят на­зем­ные ра­кет­ные ком­плек­сы с меж­кон­ти­нен­таль­ны­ми бал­ли­стическими ра­ке­та­ми (МБР) ста­цио­нар­но­го и мо­биль­но­го ба­зи­ро­ва­ния, ра­кет­ные ПЛ стра­те­гического наз­на­че­ния с бал­ли­стическими ра­ке­та­ми под­вод­ных ло­док (БРПЛ) и стра­те­гические (тя­жё­лые) бом­бар­ди­ров­щи­ки (ТБ), ос­на­щён­ные стра­те­гическими кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми (КР) и авиационными бом­ба­ми. К стра­те­гическим обо­ро­нительным воо­ру­же­ни­ям от­но­сят­ся ком­плек­сы и сис­те­мы про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны (ПРО), сред­ст­ва ПВО, про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны и ра­кет­но-кос­мической обо­ро­ны, пред­на­зна­чен­ные для по­ра­же­ния стра­те­гических ра­кет и средств их ба­зи­ро­ва­ния. Ос­но­ву современных стра­те­гических воо­ру­же­ний со­став­ля­ет ядер­ное ору­жие (ЯО). Ино­гда к стра­те­гическим воо­ру­же­ни­ям от­но­сят и вы­со­ко­точ­ное ору­жие в обыч­ном сна­ря­же­нии, при­ме­няе­мое для по­ра­же­ния стра­те­ги­че­ски важ­ных объ­ек­тов.

Не­об­хо­ди­мость про­цес­са ОСВ бы­ла пре­до­пре­де­ле­на, с од­ной сто­ро­ны, сло­жив­шим­ся к началу 1970-х годов па­ри­те­том в об­лас­ти стра­те­ги­че­ских ядер­ных сил ме­ж­ду СССР и США, а с дру­гой — осо­з­на­ни­ем ка­та­ст­ро­фи­че­ских, са­мо­убий­ст­вен­ных для все­го че­ло­ве­че­ст­ва по­след­ст­вий воз­мож­но­го при­ме­не­ния ЯО. По­ни­ма­ние бес­смыс­лен­но­сти и опас­но­сти по­сто­ян­но­го на­ра­щи­ва­ния ар­се­на­лов ЯО при­ве­ло к на­ча­лу пе­ре­го­во­ров и вы­ра­бот­ке со­гла­ше­ний об ОСВ. В 1972 году СССР и США под­пи­са­ли Временное со­гла­ше­ние о не­ко­то­рых ме­рах в об­лас­ти ог­ра­ни­че­ния стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний (оно обя­зы­ва­ло сто­ро­ны не на­чи­нать строи­тель­ст­во до­пол­нительных ста­цио­нар­ных ПУ МБР и ог­ра­ни­чить ко­ли­че­ст­во ПУ БРПЛ и са­мих ПЛ, со­гла­ше­ние так­же со­дер­жа­ло не­ко­то­рые ка­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния; например, за­пре­ща­лось пе­ре­обо­ру­до­ва­ние ПУ лёг­ких ра­кет в ПУ тя­жё­лых) и До­го­вор об ог­ра­ни­че­нии сис­тем ПРО 1972 года (па­кет из этих двух до­ку­мен­тов при­ня­то на­зы­вать До­го­вор ОСВ-1). В 1974 году в раз­ви­тие это­го до­го­во­ра сто­ро­ны при­ня­ли Про­то­кол, за­фик­си­ро­вав­ший их со­гла­сие иметь по од­но­му из двух пре­ду­смот­рен­ных до­го­во­ром по ПРО рай­онов раз­ме­ще­ния про­ти­во­ра­кет­ных сис­тем и их ком­по­нен­тов. В свя­зи с ис­те­че­ни­ем сро­ка дей­ст­вия Временного со­гла­ше­ния в октябре 1977 года сто­ро­ны зая­ви­ли о на­ме­ре­нии не пред­при­ни­мать каких-либо дей­ст­вий, про­ти­во­ре­ча­щих ему, до за­клю­че­ния но­во­го со­гла­ше­ния. В 1979 году СССР и США под­пи­са­ли До­го­вор об ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний, так называемый До­го­вор ОСВ-2 (смотри До­го­во­ры об ог­ра­ни­че­нии стра­те­ги­че­ских воо­ру­же­ний 1972, 1979 годов). Учи­ты­вая слож­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду СССР и США в конце 1970-х годов, ОСВ-1 и ОСВ-2 бы­ли зна­чительным дос­ти­же­ни­ем, по­сколь­ку обес­пе­чи­ва­ли боль­шую пред­ска­зуе­мость раз­ви­тия стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний. Пер­вым до­го­во­ром, оз­на­ме­но­вав­шим ка­че­ст­вен­но но­вый этап ог­ра­ни­че­ния ядер­ных воо­ру­же­ний, стал под­пи­сан­ный в декабре 1987 года До­го­вор о ли­к­ви­да­ции ра­кет сред­ней и мень­шей даль­но­сти, ко­то­рый по­ло­жил на­ча­ло ре­аль­ной ли­к­ви­да­ции ЯО. За 3 го­да реа­ли­за­ции его по­ло­же­ний (июнь 1988 — июнь 1991 годов) сто­ро­ны пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­ва­ли и не соз­да­ют ра­ке­ты сред­ней и мень­шей даль­но­сти. 31 июля 1991 года СССР и США за­клю­чи­ли До­го­вор о со­кра­ще­нии и ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических наступательных воо­ру­же­ний (СНВ-1), ко­то­рый всту­пил в си­лу в 1994 году. До­го­вор СНВ-1 впер­вые ус­та­нав­ли­вал ог­ра­ни­че­ния на ко­ли­че­ст­во бое­за­ря­дов в груп­пи­ров­ках СНВ сто­рон (то­гда как До­го­во­ры ОСВ-1 и ОСВ-2 пре­ду­смат­ри­ва­ли лишь ог­ра­ни­чительные ме­ры при­ме­ни­тель­но к но­си­те­лям ЯО), по­сколь­ку за счёт раз­ви­тия тех­но­ло­гии раз­де­ляю­щей го­лов­ной час­ти ко­ли­че­ст­во бое­за­ря­дов у сто­рон про­дол­жа­ло рас­ти. В со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ния­ми До­го­во­ра СНВ-1 груп­пи­ров­ки стра­те­гического на­сту­пательного воо­ру­же­ния ог­ра­ни­чи­ва­лись сле­дую­щи­ми па­ра­мет­ра­ми: не бо­лее 6 тысяч еди­ниц на раз­вёр­ну­тых но­си­те­лях, в том числе не бо­лее 1,1 тысячи на МБР для мо­биль­ных ПУ и не бо­лее 1,54 тысяч бое­за­ря­дов на тя­жё­лых МБР, не бо­лее 1,6 тысяч раз­вёр­ну­тых но­си­те­лей, в том числе не бо­лее 154 тяжё­лых МБР, при этом впер­вые был ус­та­нов­лен пре­дел на сум­мар­ный за­бра­сы­вае­мый вес бал­ли­стических ра­кет.

Смотрите еще:  Увольнение сканворд 6 букв

По­сле рас­па­да СССР Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ка Ка­зах­стан, Ук­раи­на (на их тер­ри­то­рии раз­ме­ща­лось ЯО, ко­то­рое под­ле­жа­ло ли­к­ви­да­ции или вы­во­ду), РФ и США в 1992 году под­пи­са­ли Про­то­кол к До­го­во­ру СНВ-1 (так называемый Лис­са­бон­ский про­то­кол), по ко­то­ро­му Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан и Ук­раи­на при­няли на се­бя обя­за­тель­ст­ва это­го до­го­во­ра. Од­но­вре­мен­но дан­ные стра­ны обя­за­лись в крат­чай­шие сро­ки при­сое­ди­нить­ся к До­го­во­ру о не­рас­про­стра­не­нии ЯО в ка­че­ст­ве го­су­дарств-уча­ст­ни­ков, не об­ла­даю­щих ЯО. Лис­са­бон­ский про­то­кол обес­пе­чил жиз­не­спо­соб­ность До­го­во­ра СНВ-1 и по­слу­жил вкла­дом в ук­ре­п­ле­ние ре­жи­ма не­рас­про­стра­не­ния. РФ, ос­та­вав­шая­ся един­ст­вен­ным пол­но­прав­ным уча­ст­ни­ком пе­ре­го­во­ров, в 1993 году под­пи­са­ла с США До­го­вор о даль­ней­шем со­кра­ще­нии и ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний (СНВ-2). По не­му пла­ни­ро­ва­лось со­кра­тить ко­ли­че­ст­во ядер­ных бое­за­ря­дов бо­лее чем в 2 раза (до 3-3,5 тысяч еди­ниц). Кро­ме то­го, он за­пре­щал це­лый класс сис­тем — на­зем­ные МБР с раз­де­ляю­щей го­лов­ной ча­стью, ко­то­рые тра­ди­ци­он­но со­став­ля­ли главный ком­по­нент отечественной ядер­ной триа­ды (ус­лов­ное наи­ме­но­ва­ние на­зем­ных, воздушных и морских со­став­ляю­щих отечественных ядер­ных стра­те­гических сил). РФ ра­ти­фи­ци­ро­ва­ла этот до­го­вор в 2000 году с не­ко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми. Од­на­ко США его не ра­ти­фи­ци­ро­ва­ли и фор­маль­но он в си­лу не всту­пил.

В сентябре 1997 года в Нью-Йор­ке под­пи­сан ряд российско-американских до­ку­мен­тов, при­зван­ных спо­соб­ст­во­вать про­цес­су даль­ней­ше­го со­кра­ще­ния СНВ РФ и США: Про­то­кол о про­дле­нии сро­ков вы­пол­не­ния До­го­во­ра СНВ-2 до 31 декабря 2007 года, Ме­мо­ран­дум о при­да­нии До­го­во­ру СНВ-l бес­сроч­но­го ха­рак­те­ра; со­гла­ше­ния по раз­гра­ни­че­нию стра­те­гических и не­стра­те­гических сис­тем ПРО, а так­же (совместно с Бе­ло­рус­си­ей, Ка­зах­ста­ном и Ук­раи­ной) Ме­мо­ран­дум о пра­во­пре­ем­ст­ве бывших советских рес­пуб­лик в от­но­ше­нии До­го­во­ра по ПРО. В ию­не 2002 года США офи­ци­аль­но вы­шли из До­го­во­ра по ПРО, объ­яс­нив это не­об­хо­ди­мо­стью соз­да­ния за­щи­ты от ги­по­те­тических ра­кет­но-ядер­ных уг­роз со сто­ро­ны КНДР и Ира­на. Поч­ти в то же вре­мя (24.05.2002) был под­пи­сан российско-американский До­го­вор о со­кра­ще­нии стра­те­гических на­сту­пательных по­тен­циа­лов (До­го­вор СНП), пре­ду­смат­ри­вав­ший даль­ней­шее со­кра­ще­ние стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний Рос­сии и США до уров­ня 1,7-2,2 тысяч опе­ра­тив­но раз­вёр­ну­тых стра­те­гических ядер­ных бое­за­ря­дов к 31 декабря 2012 года. Этот до­го­вор ут­ра­тил си­лу в свя­зи с всту­п­ле­ни­ем в си­лу но­во­го До­го­во­ра о СНВ 5 февраля 2011 года. Но­вый До­го­вор о СНВ пре­ду­смат­ри­ва­ет, что ка­ж­дая из сто­рон со­кра­ща­ет и ог­ра­ни­чи­ва­ет свои МБР и ПУ МБР, БРПЛ и ПУ БРПЛ и ядер­но­го воо­ру­же­ния ТБ та­ким об­ра­зом, что­бы че­рез 7 лет по­сле всту­п­ле­ния в си­лу на­стоя­ще­го до­го­во­ра и в даль­ней­шем их сум­мар­ные ко­ли­чест­ва не пре­вы­ша­ли сле­дую­щих ве­ли­чин: 700 еди­ниц для раз­вёр­ну­тых МБР, раз­вёр­ну­тых БРПЛ и раз­вёр­ну­тых ТБ; 1,55 тысяч еди­ниц для бое­за­ря­дов на раз­вёр­ну­тых МБР и БРПЛ, а так­же ядер­ных бое­за­ря­дов, за­счи­ты­вае­мых за раз­вёр­ну­ты­ми ТБ; 800 еди­ниц для раз­вёр­ну­тых и не­раз­вёр­ну­тых ПУ МБР, ПУ БРПЛ и раз­вёр­ну­тых и не­раз­вёр­ну­тых ТБ.

В ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции по­ло­же­ний до­го­во­ров по ОСВ стра­те­гические ядер­ные си­лы СССР (с 1991 года РФ) и стра­те­гические на­сту­пательные си­лы США пре­тер­пе­ли зна­чительные со­кра­ще­ния, что спо­соб­ст­во­ва­ло под­дер­жа­нию стра­те­гической ста­биль­но­сти в ми­ре на бо­лее низ­ком уров­не ядер­но­го про­ти­во­стоя­ния. Це­ле­со­об­раз­ный уро­вень со­кра­ще­ний стра­те­гических воо­ру­же­ний оп­ре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми по­ли­тическими, эко­но­мическими и во­енными фак­то­ра­ми. При этом главное ус­ло­вие, ко­то­рое долж­но со­блю­дать­ся для со­хра­не­ния стра­те­гической ста­биль­но­сти, — под­дер­жа­ние на бо­лее низ­ком уров­не ядер­но­го ба­лан­са с США, вы­ра­жаю­ще­го­ся в при­мер­ном ко­ли­че­ст­вен­ном ра­вен­ст­ве ядер­ных воо­ру­же­ний и их бое­вых воз­мож­но­стей (ко­то­рые га­ран­ти­рова­ли бы на­не­се­ние за­дан­но­го ущер­ба аг­рес­со­ру в лю­бой об­ста­нов­ке). Даль­ней­шие ша­ги по ОСВ долж­ны пре­ду­смат­ри­вать вклю­че­ние в этот про­цесс, кро­ме РФ и США, так­же и других стра­н, об­ла­даю­щих ЯО (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ки­тай, Фран­ция и др.).

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Смотреть что такое «ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ» в других словарях:

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ — (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972 срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными техническими средствами. 24.9.1974 стороны отдельно… … Большой Энциклопедический словарь

Договор об ограничении стратегических вооружений — (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26 мая 1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 стороны… … Энциклопедический словарь

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ (ОСВ) — ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными… … Энциклопедический словарь

Переговоры об ограничении стратегических вооружений — Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь … Википедия

ОСВ (ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ) — (SALT (Strategic Arms Limitation Talks)) Предварительные обсуждения вопроса об ограничении количества ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия обеих сверхдержав начались в 1967 г. Были прерваны американцами после советской оккупации… … Политология. Словарь.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (Переговоры по ОСВ) — (Strategic Arms Limitation Talks), соглашения между США и быв. СССР, направленные на ограничение произ ва и развертывания ядерного оружия. Первый раунд встреч (1969 72) привел к подписанию Договора об ОСВ 1, запрещавшего развертывание… … Всемирная история

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ — (СНВ), между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение сторонами общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков… … Русская история

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ) — ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ), между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) … Энциклопедический словарь

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ между СССР и США подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков… … Политология. Словарь.

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ — НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ) между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и… … Большой Энциклопедический словарь

26 мая 1972 в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений

Сейчас даже не верится, что еще 30-40 лет назад граждане СССР и США панически боялись атомной войны, которая казалась почти неизбежной. Американский кинематограф предостерегал зрителей постапокалиптическими фильмами, советская пропаганда говорила о грядущих «звездных войнах империализма». Спасти мир от глобального конфликта удалось, в том числе благодаря договорам об ограничении стратегических вооружений, первый из которых (ОСВ-1) открыл эпоху разрядки международной напряженности.

Первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — Р-7 — была разработана в СССР в 1957 году. Два года спустя американцы испытали свою МБР, так же, как и советская, способную доставить ядерный груз через океан. Шансы, что холодная война перерастет в «горячую», росли с развитием технологий: противники освоили водородную бомбу и ракеты с разделяющимися головными частями. На протяжении шестидесятых СССР демонстрировали значительный перевес в гонке вооружений — в отличие от Штатов, чей ядерный запас был относительно постоянным, советское министерство обороны ежегодно развертывало до двух сотен новых ракет.

Но этот перевес уже не играл никакой роли: поскольку сколько-нибудь надежной защиты от баллистических ракет в то время не было, обе страны осознавали, что ядерная война будет войной без победителей, простым закидыванием друг друга смертоносными боеголовками. Уже к концу шестидесятых ядерного потенциала обеих стран хватило бы для того, чтобы несколько раз уничтожить страну-противника. Вот почему в правительственных кругах обеих государств устоялся взгляд на войну как на взаимное гарантированное уничтожение — по-английски аббревиатура от Mutually Assured Destruction звучала как «MAD» и напоминала о безумии этой затеи. При этом обе страны все-таки собирались возводить по периметру своих границ системы противоракетной обороны. Создание таких систем влетело бы обеим странам в копеечку, и немалую. Вот почему в СССР система обороны была выстроена лишь вокруг столицы, а США и вовсе сумели защитить лишь часть собственных пусковых установок. Не в последнюю очередь экономические соображения подтолкнули администрацию Линдона Джонсона к тому, чтобы попытаться договориться с противником, который к тому же вовсе не потрясал кулаками, а напротив, сам предлагал мир.

В конце шестидесятых правительства СССР и США стали вести диалог о том, чтобы ограничить развитие вооружений: летом 1967 года в американском университетском городке Глассборо состоялась встреча между Джонсоном и Алексеем Косыгиным, на которой стороны договорились о продолжении переговоров. Последние, правда, едва не сорвались из-за ввода войск в Чехословакию в следующем году. Однако США де факто согласились рассматривать этот инцидент в качестве внутреннего дела стран СЭВ, и в 1969 году в Хельсинки — столице нейтральной страны – начались переговоры об ограничении ядерного потенциала сверхдержав. В самом СССР доктрина противостояния двух политико-экономических систем все больше уступала концепции их мирного сосуществования. На XXIV съезде КПСС в 1971 году было провозглашено: «Улучшение советско-американских отношений отвечало бы интересам советского и американского народов, интересам упрочения мира».

Переговоры, тянувшиеся два с половиной года, не были простыми — Советский Союз ощущал свое преимущество и не хотел его терять. И все же компромисс был достигнут — 26 мая 1972 года в Москве Леонидом Брежневым и Ричардом Никсоном было подписано «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (ОСВ-1). Согласно его основным положениям, количество баллистических ракет и пусковых установок замораживалось на том уровне, на котором они находились в тот момент. При этом разрешалась их модернизация и замена. Договором разрешалось также размещать новые баллистические ракеты на подводных лодках, но строго в том количестве, в котором списывались устаревшие наземные МБР. Был заключен также бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), позволивший отказаться от экономически убийственных программ защиты от ядерных ракет.

Несмотря на то, что соглашение об ОСВ рассматривалось как временное и оговаривалось право стороны в любой момент выйти из него — правда, с обязательным предупреждением об этом за 6 месяцев заранее и только по «исключительным обстоятельствам, которые уведомляющая сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы», заключение ОСВ-1 стало хорошим прологом к потеплению отношения между странами. В 1975 году СССР и США провели первую совместную космическую программу — «Союз — Аполлон» — и приняли участие в подписании Хельсинкских соглашений, где шла речь в том числе и о соблюдении прав человека. Дело ограничения вооружений было продолжено — в 1979 году Брежнев и Джимми Картер подписали договор ОСВ-2, ограничивавший количество пусковых установок и возможности размещения ядерного оружия на орбите. Диалог между двумя сверхдержавами позволил спасти планету от Третьей мировой войны.

Договор об ограничении стратегических вооружений

ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

NEGOTIATIONS ON LIMITING STRATEGIC ARMS

08.05.2015
Курс США по отношению к России грозит завести в тупик решение военно-политических вопросов, в том числе по развертыванию элементов системы ПРО США в Европе и сокращению ядерных арсеналов. Об этом говорится в обзоре МИД РФ внешнеполитической и дипломатической деятельности России в 2014 году, размещенном на сайте министерства.
«Заложником линии Белого дома на обострение отношений с Россией стал целый комплекс острых проблем двусторонней повестки дня, в том числе военно-политические вопросы, обсуждение которых, как следствие, носило эпизодический и несистемный характер, – отметили авторы доклада. – Такой подход грозит окончательно завести их решение в тупик».
Дипломаты пояснили, что в первую очередь речь идет о планах США и их союзников по развертыванию элементов глобальной системы ПРО. «Практическое обсуждение путей снятия российских озабоченностей было с подачи американской стороны свернуто, что вынуждает нас разрабатывать адекватные контрмеры, – продолжили в МИД РФ. – Продвижение администрацией Барака Обамы идеи дальнейшего сокращения ядерных арсеналов России и США также происходило в условиях полного игнорирования российских аргументов о необходимости увязки данного процесса с подключением к нему других государств, обладающих военным ядерным потенциалом».
На этом фоне, добавили в российском дипведомстве, продолжалась реализация американской концепции «молниеносного глобального удара», предполагающей использование стратегических систем в обычном оснащении. «В Вашингтоне по-прежнему избегали того, чтобы четко заявить о готовности отказаться от намерений вывода оружия в космос. Обнародованы планы наращивания военного присутствия США и НАТО вблизи российских границ, что чревато прямыми рисками изменения конфигурации сил в Европе», – указали в министерстве.
ТАСС

03.10.2015

Государственный департамент США публикует уточнённые данные о числе американских и российских ядерных боеголовок. В докладе Госдепа, ссылающегося на военное ведомство США, говорится о том, что данные уточнены по состоянию на 1 сентября текущего года. Соотношение (по версии Госдепа США) выглядит следующим образом:
1538 ядерных боеголовок у США и 1648 – у Российской Федерации;
898 развёрнутых и неразвернутых пусковых установок (носителей) у США, 877 – у России.
Если верить информации, опубликованной Госдепом, США сократили число боеголовок на 104 единицы, а вот Россия нарастила ядерный потенциал на 5 боеголовок.
По числу пусковых установок (носителей) Вашингтон фиксирует сокращение и у России тоже: у США – минус 14 единиц, у России – минус 34 единицы.
Напомним, что согласно договору, вступившему в силу в феврале 2011 года, Россия и США должны сократить число ядерных боеголовок до 1500-1675, а число носителей – до 500-1100.
В то же время США не скрывают планов размещения новейших авиабомб с ядерными боеголовками в Германии (речь о B61-12), а также продолжает предпринимать меры по развёртыванию ПРО в Восточной Европе.

Смотрите еще:  Доплата за стаж в 2019

08.10.2015

США и Россия обменялись данными о состоянии стратегических наступательных вооружений в соответствии с Договором СНВ от 2010 года, сказал «Интерфаксу-АВН» в среду экс-начальник Главного штаба РВСН генерал полковник Виктор Есин.
«Опубликованная американским госдепом, жаль, что не российским Минобороны, информация о состоянии стратегических наступательных вооружений США и России по результатам обмена данными на 1 сентября 2015 года свидетельствует, в частности, о том, что по сравнению с прошлыми годами темпы вывода из боевого состава излишествующих вооружений снизились», – сказал эксперт.
По данным госдепа США, к 1 сентября у США было 898 развернутых и неразвернутых пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков. У РФ этот показатель составил 877 единиц. В том числе развернутых носителей у США – 762, у РФ – 526. Количество ядерных боезарядов на развернутых носителях у США насчитывается 1538, у РФ – 1648.
«За минувший календарный год, отсчитываемый с 1 сентября 2014 года, США вывели из боевого состава 14 пусковых установок ракет и тяжелых бомбардировщиков, Россия – 34 единицы. Это меньше, чем в предыдущие годы», – сказал В.Есин.
По его словам, для того, чтобы в предстоящие 2,5 года – до 5 февраля 2018 года – уложиться в параметры Договора СНВ, США предстоит вывести из боевого состава 98 единиц стратегических наступательных вооружений, а России – 77 единиц.
«При этом США придется пойти на сокращение 62-х развернутых носителей, а России делать этого не потребуется, поскольку у нее продолжает оставаться реальный «недобор» по количеству развернутых носителей относительно планки в 700 единиц, установленной Договором СНВ. Сегодня у нее 526 развернутых носителей», – сказал эксперт.
В то же время, отметил он, по количеству боезарядов на развернутых носителях «Россия превышает на 98 единиц планку в 1550 боезарядов, которая установлена Договором». У США по таким боезарядам «недобор» в 12 единиц.
«Здесь я не вижу проблем, поскольку излишествующее количество боезарядов легко снимается с развернутых МБР и БРПЛ и складируется. А недостающие боезаряды при необходимости так же легко устанавливаются на развернутые носители, так как их запасы позволяют это сделать», – сказал эксперт.
По его мнению, Россия и США к 5 февраля 2018 года «выполнят свои обязательства по Договору СНВ 2010 года. «Россия к этому сроку, как представляется, не выйдет на уровень в 700 развернутых носителей, разрешенный соглашением. Думаю, у нее будет порядка 600 таких носителей. Однако это не критично, поскольку по количеству боезарядов на развернутых носителях Россия не будет уступать США, а это главное. Ведь объекты поражают боезаряды, а не носители», – сказал В.Есин.
По его словам, Россия будет уступать США и по так называемому «возвратному потенциалу», то есть, по носителям и зарядам, находящимся на хранении, которые могут быть возвращены в боевой состав. «Но этим преимуществом США не смогут воспользоваться, находясь в рамках Договора, действующего до 5 февраля 2021 года», – сказал эксперт.
«Есть уверенность, – отметил он, – что к моменту истечения срока действия Договора СНВ от 2010 года Россия ликвидирует дефицит по числу носителей и сравняется с Соединенными Штатами».
Интерфакс-АВН

07.02.2016

Переговоры между Россией и США по сокращениям ядерных вооружений не представляются возможными, заявил РИА новости замглавы российского МИД Сергей Рябков. Он пояснил, что Россия и так уже сократила свой ядерный арсенал до уровня конца 1950-х — начала 1960-х годов.
Белый дом в пятницу призвал Россию к переговорам о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов. Действующее соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) вступило в силу в 2011 году.
«Позиция российской стороны относительно перспектив продолжения переговоров по СНВ и в целом по сокращениям ядерных вооружений остается прежней. Мы вышли на рубеж, за которым двусторонние российско-американские переговоры в этой сфере не представляются возможными по нескольким причинам», — ответил Рябков на вопрос о призыве Вашингтона.
Дипломат пояснил, что Россия уже снизила «уровень имеющихся в наличии ядерных боезарядов и их носителей практически до параметров, которые существовали в конце 50-х — начале 60-х годов». «Это обстоятельство очень важно понимать, причем не только коллегам в Вашингтоне, но и всем тем в международном сообществе, кто продолжает, игнорируя факты, агитировать за дальнейшие ядерные сокращения», — сказал Рябков.
РИА Новости

12.10.2016

Американские противоракеты «Стандарт-3″ могут перехватить межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) не только на среднем, как говорят США, но и на начальном участке траектории полета, заявил первый заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир в ходе брифинга «Глобальная эшелонированная система ПРО США как угроза военной безопасности России и Китая и стратегической стабильности в мире».
«Научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России проведено моделирование вариантов боевого применения средств ПРО США. Оно показало, что противоракеты «Стандарт-3″ обладают возможностью перехвата МБР и БРПЛ не только на среднем, как это утверждается США, но и на начальном участке траектории полета ракет», — сказал он.
Познихир подчеркнул, что это представляет более серьезную угрозу ядерному потенциалу России и Китая, так как противоракеты будут способны поражать российские и китайские баллистические ракеты до момента отделения их боевых блоков от маршевых ступеней. Этот факт был подтвержден и рядом независимых американских экспертов, добавил он.
РИА Новости

10.03.2017

Арсенал тактического ядерного оружия в распоряжении России значительно превосходит аналогичные запасы у США, но американские военные уверены в возможности обеспечить эффективное сдерживание имеющимися силами, заявил в среду на слушаниях в конгрессе генерал Джон Хайтен, начальник Стратегического командования ВС США (СТРАТКОМ).
«У них большое количество, у нас небольшое количество», — сказал Хайтен в ответ на вопрос о цифрах по тактическому ядерному оружию. Он обещал предоставить конгрессменам более точные цифры на закрытых слушаниях. «Думаю, что наши запасы позволяют обеспечить эффективное стратегическое сдерживание», — сказал генерал. Он добавил, что «обеспокоен» действиями России, но не сказал, чем именно. «Необходимо в будущем вести двусторонние дискуссии о верифицируемом контроле над вооружениями с Россией, Китаем, со всеми игроками», — заключил Хайтен.
Тактическое ядерное оружие отличается небольшой мощностью. В эту категорию попадают авиационные бомбы, тактические ракеты, снаряды, мины, торпеды и другие боеприпасы местного радиуса действия. На тактическое ядерное оружие не распространяются договоры об ограничении ядерного оружия. Генерал Хайтен подчеркнул на слушаниях, что и тактическое, и стратегическое ядерное оружие имеют стратегический потенциал, поскольку любое возможное применение тактических зарядов чревато эскалацией.
РИА Новости

29.03.2017

Развитие огневых систем противоракетной обороны (ПРО) США представляет угрозу российскому потенциалу сдерживания, заявил замначальника ГОУ Генштаба ВС РФ Виктор Познихир.
Выступая на конференции по разоружению в Женеве, он отметил, что, по российским оценкам, количество ракет системы ПРО США к 2022 году составит более тысячи единиц, а в перспективе превысит число боевых блоков, развернутых на российских межконтинентальных баллистических ракетах.
«Такое количество огневых средств ПРО представляет серьезную угрозу для российского потенциала сдерживания, в особенности с учетом постоянно ведущихся работ по модернизации огневых комплексов ПРО», — сказал Познихир.
США занимаются созданием системы глобальной ПРО более 10 лет, несмотря на озабоченность России, которая заявляет о том, что такие действия подрывают основы стратегической стабильности. Администрация президента Дональда Трампа подтвердила, что намерена продолжать работу по созданию ПРО для защиты от таких стран, как Иран и КНДР.
РИА Новости

29.03.2017

Стационарные РЛС американской системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе перекрывают все возможные траектории полета российских баллистических ракет в направлении США, заявил во вторник на Конференции по разоружению заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир.
«Эти станции способны отслеживать полет боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и выдавать целеуказания радиолокационным станциям противоракетных комплексов», – отметил он.
По его оценке, «задействование мобильной РЛС морского базирования вблизи Аляски, станций в Румынии и Польше, а также информационных систем кораблей ПРО значительно повышает оперативность и точность целеуказаний о российских МБР и БРПЛ, а, следовательно, и возможности по их перехвату противоракетами».
Он отметил, что российскими специалистами проведены оценки возможностей системы ПРО США по поражению китайских баллистических ракет.
«В представленном на слайде варианте применения средств ПРО китайские баллистические ракеты атакованы противоракетами «ГБИ» из районов на Аляске и западного побережья США», – отметил он.
«Старт китайских МБР обнаруживается космическим эшелоном системы ПРО США. Информация от космических аппаратов позволяет выдать целеуказания для высокоточной станции ПРО морского базирования. Интеграция данных от различных источников позволяет рассчитать параметры траектории ракеты с точностью, достаточной для пуска противоракеты. После чего баллистическая ракета, запущенная в восточном направлении, перехватывается противоракетой «ГБИ» с Аляски», – отметил В.Познихир.
«На следующем слайде показана зона поражения противоракетами «ГБИ» третьего позиционного района на северо-востоке США, о планах развертывания которого заявляет Вашингтон», – отметил генерал.
По его оценке, «с вводом этого перспективного района возможности системы ПРО позволят перехватывать российские и китайские баллистические ракеты, летящие в направлении США, по любой реализуемой траектории полета».
ИНТЕРФАКС-АВН

30.04.2017

Российский МИД в субботу, 29 апреля, опубликовал развернутый комментарий, в котором приведены факты нарушения Вашингтоном основных договоров, касающихся нераспространения вооружений. Таким образом российское внешнеполитическое ведомство ответило на обнародованный ранее доклад Госдепартамента США о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями.
В частности, по данным российского МИД, США дают заведомо неверную информацию о своем «выполнении» Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В качестве примера приводятся размещения на американской военной базе ПРО в Румынии наземных противоракетных комплексов «Иджис Эшор». Озабоченность Москвы вызывает тот факт, что в их состав входят системы вертикального пуска, аналогичные универсальным установкам Мк-41, способным запускать крылатые ракеты средней дальности «Томагавк».
«США уже долгие годы наращивают производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов. Такие эвентуальные средства доставки ОМУ (оружие массового уничтожения — прим. «Ленты.ру») со всей очевидностью подпадают под содержащееся в ДРСМД определение крылатых ракет наземного базирования», — заявили в МИД.
Также в Москве считают, что Вашингтон нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) тем, что привлекает европейские неядерные страны НАТО к участию в так называемых совместных ядерных миссиях. «Эти «миссии» включают элементы ядерного планирования и отработку практических навыков использования ядерного оружия с задействованием самолетов-носителей, их экипажей, инфраструктуры аэродромов и наземных служб обеспечения неядерных стран НАТО», — пояснили в МИД.
Кроме этого, в Москве вызывает большую озабоченность «нежелание США ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ)».
Лента.ру

07.02.2018

Министерство иностранных дел Российской Федерации в заявлении от 5 февраля 2018 года обнародовало официальные данные о российском стратегическом ядерном потенциале в рамках выполнения условий Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2010 года.
В соответствии со Статьей II Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 5 февраля 2018 г. Россия и США должны были выйти на установленные Договором суммарные количества стратегических наступательных вооружений:
— 700 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;
— 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;
— 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.
Российская Федерация полностью выполнила свои обязательства по сокращению СНВ. По состоянию на 5 февраля 2018 г. наш суммарный потенциал составляет:
— 527 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;
— 1444 единицы для боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;
— 779 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.
В ближайшее время Соединенным Штатам Америки будет передано официальное уведомление, подтверждающее эти цифры.
Российская Федерация принимает к сведению заявление Соединенных Штатов Америки о достижении ими согласованных суммарных количественных уровней СНВ. Вместе с тем отмечаем, что объявленный выход на установленные Договором показатели достигнут США не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и за счет переоборудования части пусковых установок БРПЛ «Трайдент-II» и тяжелых бомбардировщиков В-52Н, осуществленного таким образом, что Российская Сторона не может подтвердить приведение этих СНВ в состояние, непригодное для использования БРПЛ и ядерного вооружения тяжелых бомбардировщиков, как это предусмотрено п.3 Раздела I Главы третьей Протокола к Договору, а также за счет произвольной переквалификации шахтных пусковых установок, предназначенных для обучения, в не предусмотренную Договором категорию «учебных шахт».
Российская Федерация подтверждает свою приверженность Договору о СНВ. При этом Российская Федерация настоятельно призывает США продолжить конструктивный поиск взаимоприемлемых решений в отношении проблем, связанных с переоборудованием и исключением из засчета средств СНВ, а также любых других вопросов, которые могут возникать у сторон в контексте выполнения положений Договора о СНВ.
http://bmpd.livejournal.com/

Смотрите еще:  Алименты с прибыли

03.03.2018

Все договоренности в рамках договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) постепенно девальвируются, заявил президент России Владимир Путин.
«Мы все эти годы, все 15 лет, после выхода США из договора по ПРО, мы настойчиво пытались вернуть американцев к серьезному обсуждению достижения договоренностей в сфере стратегической стабильности. Кое-что удалось сделать», – сказал Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию.
Он напомнил, что в 2010 году был подписан договор СНВ-3 между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
«Однако при реализации планов по строительству системы глобальной ПРО, которая продолжается и сейчас, все договоренности в рамках СНВ-3 постепенно девальвируются», – сказал он.
РИА Новости

07.04.2018

Москва призывает Вашингтон совместно урегулировать вопросы, связанные с переоборудованием американских носителей в рамках договора СНВ, заявил в четверг глава МИД РФ Сергей Лавров.
«Мы завершили процесс ликвидации российских запасов химического оружия, выполнили все свои обязательства по договору о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений и призываем Соединенные Штаты в соответствии с предусмотренными в этом договоре процедурами совместно отрегулировать вопросы, связанные с переоборудованием части американских стратегических носителей», – сказал С.Лавров, выступая на конференции по международной безопасности в Москве.
На прошлой неделе замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил «Интерфаксу», что в Москве считают необходимым урегулировать с США проблему, связанную с процедурой исключения из зачета ряда американских носителей, подлежащих сокращению в рамках ДСНВ.
«В апреле пройдет очередная сессия Двусторонней консультативной комиссии по Договору о СНВ, где этот вопрос, я уверен, будет одним из центральных. Мы отмечаем, что до сих пор США должным образом не отреагировали на наши сигналы, которые направлялись, в том числе публично, по данной теме», – сказал С.Рябков.
Интерфакс-АВН

07.04.2018

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) провела на прошедшей неделе одну инспекцию на территории России, сообщает газета российских вооруженных сил «Красная звезда».
Согласно опубликованной информации, инспекционная группа технического секретариата ОЗХО провела одну проверку на территории России. Кроме того, Португалия провела в России одну проверку в рамках ОБСЕ.
Россия провела одну проверку в Ирландии – также в рамках ОБСЕ и одну в США – по договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3).
РИА Новости

ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).
Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991), СНВ-II (1993) и СНВ-III (2010).

ОСВ-I
ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развёртывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.
Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

ОСВ-II
Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.
Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.
Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.

СНВ-1
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составляет 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.
Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет. Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысяч единиц. Предельное количество ядерных боезарядов 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР – не более 3,6 тысяч тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.
Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

СНВ-2
В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.
Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.
Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.
Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

СНВ-3
СНВ-III стал седьмым в серии двусторонних договоров между СССР/Россией и США об ограничениях стратегических ядерных сил. Первым таким договором был ОСВ-I, подписанный в 1972 году и закрепивший количество средств доставки ядерного оружия для каждой из сторон на том уровне, на каком они находились в тот момент. Однако к этому времени и в СССР, и в США уже начали оснащать ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения. В результате именно в период разрядки начался невиданный прежде, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Договор был подписан президентамиДмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу 5 февраля 2011 года.
Договор рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договорённости сторон на 5 лет. Договором предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков — до 700 единиц. Договор сменил истёкший в декабре 2009 года СНВ-I.

ДОГОВОР РСМД
8 декабря 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча на высшем уровне, в ходе которой Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракетыназемного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.
Следует, однако, отметить, что окончательно эта классификация была введена только договором 1987 года. До его подписания в США баллистические ракеты делились на межконтинентальные (свыше 5000 километров), средней (от 500 до 5000 километров) и меньшей (от 150 до 500 километров) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полета от 1 до 150 километров. В 1987 году была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.
В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.
Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:
• ракеты средней дальности
• СССР — РСД-10 «Пионер», «Р-12», «Р-14» (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot»);
• США — «Першинг-2» и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
• ракеты малой дальности
• СССР — «ОТР-22 «Темп-С»» и ОТР-23 «Ока» («СС-12» и «СС-23»);
• США — «Першинг-1А».
К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США — 846 комплексов.

ДОГОВОР ПО ПРО 1972
Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО подписан в Москве 26 мая 1972 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном. 3 октября 1972 года министр иностранных дел СССР Андрей Громыко и госсекретарь США Уильям Роджерс в Вашингтоне обменялись грамотами о ратификации Договора. Договор вступил в силу3 октября 1972 года.
В Договоре говорится: «Исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия» и «желая содействовать смятению международной напряженности и укреплению доверия между государствами», стороны обязались не развертывать системы ПРО на территории страны и не создавать основу для такой обороны; ограничить размещение своих систем ПРО двумя районами: вокруг столицы и в одном и районов расположения пусковых установок межконтинентальных баллистических раке (МБР). США и СССР обязались также не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильноназемного базирования не придавать другим средствам, не являющимся компонентами ПРО, способностей решат задачи ПРО и не испытывать их в целях ПРО.
Договор разрешает модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов. Запрещается передача другим государствам и размещение вне своей национальной территории систем ПРО или их компонентов, подпадающих под ограничение по Договору, также предоставление другим государствам технологии таких средств,
Таким образом, Договор ограничивает возможности сторон в области создания противоракетной обороны и тем самым практически исключает для любой из них возможность безнаказанного ядерного удара. В соответствии с Протоколом к Договору по ПРО, подписанным3 июля 1974 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном в Москве, СССР обязался н развертывать системы ПРО или их компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок МБР, а США — в районе их столицы.

Похожие статьи:

  • Новости россии двойное гражданство Путин подписал закон, вводящий уголовную ответственность за сокрытие двойного гражданства МОСКВА, 4 июня. /ИТАР-ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал изменения в закон "О […]
  • Госпошлина имущественным искам ГОСПОШЛИНА В СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, В МИРОВОЙ СУДразмеры госпошлины в 2019 году 1. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 […]
  • Раздел кредитов госпошлина Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста,как определить размер госпошлины при разделе кредита.заранее спасибо Ответы юристов (1) Расчет государственной пошлины довольно прост и укладывается в […]
  • Импортная лицензия на товар Лицензии на экспорт и импорт товаров, имеющих ограничения на ввоз Комментарий эксперта журнала «Нормативные акты» к Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 07.10.2013 № 1610 […]
  • Стоимость полисов осаго увеличится Вот как подорожает полис ОСАГО с 1 сентября 2018 года Вот что изменится в ОСАГО в ближайшие несколько лет Со вчерашнего дня известно о надвигающемся новом поднятии тарифов обязательного […]
  • 2012 досрочная пенсия ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ 20 августа 2012 Ответы на вопросы читателя «Пенсионера», касающиеся назначения пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.