Договор на прием платежей физических лиц

Примерная форма договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Настоящая форма разработана в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» и положениями Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Договор
об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц

[ число, месяц, год ]

[ Наименование кредитной организации ], в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ Устава, положения, доверенности ], именуемое в дальнейшем «Кредитная организация», с одной стороны, и

[ Наименование организации-агента ], в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ Устава, положения, доверенности ], именуемое в дальнейшем «Банковский платежный агент», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По условиям настоящего договора Банковский платежный агент [ от своего имени или от имени кредитной организации ] и за счет Кредитной организации обязуется осуществлять прием платежей физических лиц и последующие расчеты с Кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Банковский платежный агент осуществляет деятельность по приему платежей в следующих случаях:

1) принятие от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) принятие платежей, направленных на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет;

3) осуществление операций с использованием платежных карт, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.

1.3. Банковский платежный агент не вправе передоверить другим лицам осуществление приема платежей физических лиц.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Кредитная организация обязана осуществлять контроль за соблюдением Банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований законодательства о банковской деятельности и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.2. Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц обязан:

1) соблюдать порядок осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России;

2) использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов по приему платежей;

3) сдавать в Кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета);

4) использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

5) обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

— адреса места приема платежей;

— наименования и места нахождения Кредитной организации и ее идентификационного номера налогоплательщика;

— номера лицензии Кредитной организации на осуществление банковских операций;

— реквизитов настоящего договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

— размера вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом, а также видов и размеров иных расходов физического лица, связанных с осуществлением приема платежей физических лиц, осуществлением физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также с передачей Кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам;

— номеров контактных телефонов Банковского платежного агента и Кредитной организации, а также информации о способах направления претензий;

— номеров контактных телефонов Банка России, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц.

2.3. Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц вправе взимать с плательщика вознаграждение.

2.4. Банковский платежный агент в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

2.5. Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы или банкоматы.

3. Прием платежей с использованием платежных терминалов или банкоматов

3.1. Платежные терминалы или банкоматы, применяемые при приеме платежей физических лиц, осуществлении физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также при передаче кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам, должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление физическим лицам информации, предусмотренной подпунктом 5 пункта 2.2 настоящего договора;

2) прием от физических лиц информации о наименовании получателя платежа, наименовании платежа, размере вносимых банковскому платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых физическими лицами;

4) печать кассовых чеков и их выдачу физическим лицам после приема внесенных денежных средств.

3.2. Банкоматы, используемые банковским платежным агентом при приеме платежей физических лиц, должны обеспечивать в автоматическом режиме прием от физических лиц денежных средств для зачисления на их банковский счет, передачу Кредитной организации распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам, а также составление документов, подтверждающих соответствующие операции.

3.3. Применяемые Банковским платежным агентом платежные терминалы или банкоматы должны включать в свой состав контрольно-кассовую технику, а также обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежных терминалов и банкоматов, применяемых банковским платежным агентом, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

3.4. В случае изменения адреса места установки платежного терминала или банкомата Банковский платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала или банкомата.

4. Размер и порядок выплаты вознаграждения

4.1. За осуществление деятельности по приему платежей Кредитная организация уплачивает Банковскому платежному агенту вознаграждение в размере [ % ] от суммы каждого принятого платежа.

4.2. Вознаграждение перечисляется Банковскому платежному агенту на расчетный счет в течение [ срок ] с момента выставления последним счета на сумму вознаграждения.

5. Ответственность Сторон

5.1. Исполнение обязательств Банковского платежного агента перед Кредитной организацией при осуществлении соответствующих расчетов обеспечивается [ вписать нужное — неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с кредитной организацией ].

5.2. Сторона, причинившая своими действиями другой Стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме.

6. Срок действия договора, основания и порядок его прекращения

6.1. Настоящий договор заключен без определения срока окончания его действия.

6.2. Настоящий договор прекращается вследствие отказа одной из Сторон от его исполнения.

6.3. Сторона, отказывающаяся от настоящего договора, должна уведомить другую о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней.

6.4. Сторона, отказавшаяся от исполнения настоящего договора, возмещает убытки, причиненные другой Стороне прекращением договора.

7. Заключительные положения

7.1. По взаимному согласию Сторон настоящий договор может быть изменен и/или дополнен.

7.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору должны быть оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.

7.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.

7.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц как элемент системы правового регулирования деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. Статьи по предмету Финансовое право

ДОГОВОР ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ

А.С. БЕЛОВ

Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон о платежных агентах) запрещает осуществление деятельности по приему денежных средств от физического лица без заключения договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (часть 11 ст. 4). Операторы по приему платежей заключают договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками, а платежные субагенты — с операторами по приему платежей.

Иными словами, договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц является обязательным условием ведения деятельности по приему платежей физических лиц.
Закон о платежных агентах предусматривает две модели правоотношений по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц: от имени платежного агента или от имени поставщика (оператора по приему платежей), но всегда за счет поставщика (оператора по приему платежей). Указанные действия платежного агента традиционно характеризуются как действия в чужом интересе. В Гражданском кодексе РФ описанной схеме отношений соответствует модель агентского договора. Неслучайно лицо, оказывающее поставщику услуги по приему платежей физических лиц, названо агентом. Согласно ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Если в соответствии с условиями договора агент действует за счет принципала, но от собственного имени, указанные отношения соответствуют модели договора комиссии. Если агент действует от имени и за счет принципала, указанные отношения строятся по модели договора поручения. Соответственно, к отношениям сторон агентского договора субсидиарно применяются положения Гражданского кодекса РФ о договоре комиссии и договоре поручения.
В юридической литературе квалифицирующими признаками агентского договора называются:
— систематический и более или менее продолжительный характер деятельности агента;
— неопределенное количество юридических и фактических действий посреднического характера, поручаемых агенту .
———————————
Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография. М., 2013. С. 427.

Смотрите еще:  Требования к автобусам для перевозки детей гост 51160-98

Применительно к договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц указанные признаки раскрываются в следующем. Указанным договором поставщик наделяет платежного агента правом принимать адресуемые ему платежи физических лиц. Закон о платежных агентах не устанавливает срок, на который может заключаться рассматриваемый договор, следовательно, в соответствии с пунктом 3 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ он может заключаться на определенный срок или без указания срока действия. Как правило, деятельность платежного агента по данному договору носит систематический продолжительный характер.
Кроме того, особенностью договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц является тот факт, что он предполагает обращение к платежному агенту не одного, а многих плательщиков, количество которых обычно неизвестно на момент заключения указанного договора, так как и сами обязательства, во исполнение которых платежный агент должен принимать платежи, могут еще не возникнуть. Следовательно, можно говорить о неопределенном количестве юридических и фактических действий посреднического характера, поручаемых платежному агенту поставщиком по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поручаемые поставщиком платежному агенту по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц действия можно разделить на следующие группы.
Во-первых, платежный агент принимает денежные средства плательщика.
Во-вторых, платежный агент зачисляет полученные от плательщика денежные средства на специальный банковский счет.
В-третьих, платежный агент выдает кредитной организации распоряжение на перевод денежных средств со своего специального банковского счета на специальный банковский счет поставщика.
Таким образом, в действиях платежного агента можно выделить три этапа, причем если на первом этапе платежных действий агент взаимодействует с плательщиком, то на втором и третьем этапе — с кредитной организацией, в которой у него открыт специальный банковский счет.
Наряду с указанными действиями, непосредственно связанными с «доставкой» денежных средств от плательщика к поставщику, платежный агент выполняет также иные юридические и фактические действия, сопутствующие реализации основной функции платежного агента. Так, платежный агент может размещать рекламу поставщика и/или продаваемых им товаров (работ, услуг). Он также формирует реестр платежей и/или составляет отчеты поставщику об исполнении плательщиками денежных обязательств перед поставщиком.
Согласно буквальному толкованию используемых Законом о платежных агентах формулировок относительно целей приема платежными агентами платежей физических лиц можно заключить, что через платежного агента физические лица осуществляют расчеты по уже заключенным последними с поставщиком договорам на приобретение товаров (работ, услуг).
Вместе с тем существуют договоры, заключение которых возможно посредством оплаты покупателем (заказчиком) в адрес поставщика стоимости товаров (работ, услуг). Так, например, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) (пункт 2 ст. 497 Гражданского кодекса РФ). Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (пункт 1 ст. 494 Гражданского кодекса РФ).
Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются предмет договора (определенный товар, его количество, ассортимент), а также цена. Непредоставление потребителю иной определенной законом информации о товаре является административным правонарушением (ст. 14.8 КоАП РФ), однако не приводит к тому, что предложение продавца теряет силу оферты .
———————————
Волкова А. Интернет — магазин: заключение договора // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. N 24; СПС «КонсультантПлюс».

В настоящее время дистанционный способ продажи товаров является одним из наиболее динамично развивающихся сфер розничной торговли .
———————————
По данным исследования, проведенного компанией J’son & Partners Consulting, объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2014 года превысил 683 млрд. рублей и на протяжении последних 5 лет рос в среднем на 42,5% в год. При этом основным средством оплаты заказов в интернет-торговле остаются наличные (65%). См.: www.beznal.pro.

В соответствии со статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация:
———————————
СЗ. 1996. N 3. Ст. 140.

— об основных потребительских свойствах товара;
— об адресе (месте нахождения) продавца;
— о месте изготовления товара;
— о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
— о цене и об условиях приобретения товара;
— о его доставке, сроке службы;
— сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара;
— а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (см. также пункт 13 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 ).
———————————
СЗ. 2007. N 41. Ст. 4894.

На основании изложенного можно сделать вывод, что продавец товара, выбравший дистанционный способ заключения с ним договора розничной купли-продажи товара может предусмотреть для любых заинтересованных в приобретении товара лиц возможность посредством оплаты через указанных им платежных агентов заключить с ним соответствующий договор. С этой целью продавец должен предварительно заключить с платежными агентами договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусматривающие обязанности платежных агентов принимать от обратившихся к ним физических лиц денежные средства в счет оплаты приобретаемых ими у данного продавца заранее определенных товаров, наименование которых должно быть указано в кассовом чеке, выдаваемом платежным агентом плательщику в соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 5 Закона о платежных агентах.
Как в этом случае должно происходить заключение договора розничной купли-продажи товара? Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании (пункт 12 указанных Правил). Хотя договор розничной купли-продажи представляет собой двустороннюю сделку, заключаемую в письменной форме, в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 160 и пунктами 2 и 3 статьи 434 Гражданского кодекса РФ такая сделка может быть заключена путем совершения лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п. — иными словами акцепта), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Указанные действия, направленные на выполнение условий оферты, принято называть конклюдентными действиями.
Определяющее значение для установления места и времени заключения договора имеет момент, в который договор признается заключенным . По правилам, установленным пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Согласно статье 493 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М., 1997. С. 156.

Поскольку в ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» законодатель приравнял внесение денежных средств платежному агенту (субагенту) к внесению денежных средств самому продавцу (исполнителю), получение плательщиком от платежного агента (субагента) кассового чека, подтверждающего внесение соответствующей суммы, может считаться подтверждением возникшего обязательства поставщика перед плательщиком по передаче ему товара (выполнению работ, оказанию услуг) на обозначенных в оферте поставщика условиях.
Согласно ст. 5 Закона о платежных агентах прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. При этом уточняется, что все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Таким образом, если потребитель решил заключить договор розничной купли-продажи с лицом, разместившим публичную оферту, в которой предусмотрел для всех желающих возможность заключить договор на приобретение указанного им товара по указанной цене посредством оплаты этой цены, в том числе через указанных им платежных агентов, он вправе внести указанную в оферте сумму платежному агенту, что станет подтверждением заключенного между плательщиком и продавцом договора розничной купли-продажи. Следовательно, через платежных агентов плательщиками могут не только исполняться, но и заключаться договоры по приобретению товаров (работ, услуг).
Закон о платежных агентах исчерпывающим образом определяет правоотношения, в рамках которых допускается прием платежей платежными агентами.
Первая группа является наиболее многочисленной и разнородной. К ней относится рынок товаров, работ и услуг, прежде всего, связанный с предоставлением услуг сотовой и цифровой телефонной связи, спутникового и кабельного телевидения, Интернета, услуг охранных систем по защите недвижимости и автомобилей, интернет-магазинов, справочных служб.
Исключение составляют а) услуги кредитных организаций, которые не могут оплачиваться через платежных агентов. Кроме того, б) в соответствии с Перечнем товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, через платежных агентов не может осуществляться прием лотерейных ставок, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени; прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее; а также прием ставок для участия в азартных играх .
———————————
Постановление Правительства от 15.11.2010 N 920 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц» // СЗ. 2010. N 47. Ст. 6138.

Смотрите еще:  Обязательный аудит в 2019 штраф

Вторую группу правоотношений составляют отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом РФ .
———————————
СЗ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.

Если поставщиком по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц является государственная корпорация, государственная компания, субъект естественных монополий, организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственное или муниципальное унитарное предприятие, автономное учреждение, хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; либо их дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным юридическим лицам; а также дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанному выше дочернему хозяйственному обществу, выбор платежного агента, а также требования к договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и способу его заключения должны соответствовать закупочной документации поставщика, отвечающей требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» .
———————————
СЗ. 2011. N 30 (часть 1). Ст. 4571.

И, наконец, третью группу правоотношений составляют платежи в адрес органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждения, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
Выполнение органами исполнительной власти возложенных на них законодательством РФ функций допускает осуществление расчетов с физическими лицами. Так, физические лица уплачивают установленные законодательством РФ налоги и сборы. Однако, как неоднократно разъясняло Министерство финансов РФ, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность уплаты предусмотренных им налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через банковских платежных агентов и платежных агентов (см. письмо Минфина РФ от 06.05.2010 N 03-02-07/1-220, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 09.04.2012 N 03-02-08/38 ).
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

В соответствии с подпунктами 1, 1.1, 3 пункта 3 и пунктом 8 статьи 45 части первой Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, считается исполненной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Обязанность по уплате налога, сбора, соответствующих пеней и штрафа физическим лицом считается также исполненной с момента передачи этим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления, а также со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
———————————
СЗ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Таким образом, поскольку платежный агент и банковский платежный агент не являются банками, указанными в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, они не входят в число организаций, через которые Налоговый кодекс РФ допускает уплату соответствующих налогов, сборов, пеней и штрафов.
На основании приведенных положений можно заключить, что хотя Закон о платежных агентах и указывает на возможность осуществления физическими лицами расчетов с органами государственной власти через платежных агентов, нормы специального закона (Налогового кодекса РФ), определяющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, имеют приоритет над положениями Закона о платежных агентах и пока исключают возможность их уплаты через платежных агентов.
Для ликвидации сложившегося дуализма необходимо внести изменения в пункт 3 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ, признающие обязанность физических лиц по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполненной с момента их внесения платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах. Соответственно, обязанность налогоплательщика — физического лица по уплате налога не признается исполненной в случае возврата ему налоговым агентом наличных денежных средств, принятых им для перечисления в бюджетную систему РФ (пункт 4 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ).
Кроме того, следует внести изменения и в пункт 4 ст. 58 части первой Налогового кодекса РФ, позволяющие налогоплательщикам (налоговые агенты), являющимся физическими лицами, при отсутствии банка уплачивать налоги через платежного агента, осуществляющего деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах, с закреплением обязанности последних принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту), а также введением ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности.
Целесообразно также распространить действие ст. 60 части первой Налогового кодекса РФ об ответственности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и на случаи исполнения банком поручений платежных агентов на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков.
Кроме того, в п. 3 ст. 333.18 части второй Налогового кодекса РФ следует закрепить, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается в том числе кассовым чеком, выдаваемым плательщику платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах.
Примером для законодателя могут служить положения части 3 статьи 32.2 действующей редакции Кодекса РФ об административных нарушениях, согласно которым сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах. Таким образом, физические лица, привлекаемые к административной ответственности, например, за нарушение правил дорожного движения, нарушение правил пользования жилыми помещениями и т.п. имеют правовую возможность в настоящее время оплатить административный штраф через платежного агента (наличными или через терминал).
Следует также отметить, что пункт 1.3 Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утв. Приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 N 19н, называет платежных агентов в числе участников Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП) .
———————————
ГИС ГМП представляет собой информационную систему, предназначенную для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами (статья 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ. 2010. N 31. Ст. 4179).

На основании изложенного можно заключить, что для реализации заложенной в Законе о платежных агентах возможности уплачивать установленные налоги и сборы через платежных агентов необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Список литературы

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М., 1997.
2. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. М., 2012.
3. Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения. Комиссия. Агентирование: постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова (автор главы — Кротов М.В.). М., 2011.
4. Договоры в предпринимательской деятельности / Под ред. Е.А. Павлодского. М., 2008.
5. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография. М., 2013.
6. Гуменюк Е.В. Договоры коммерческого посредничества в предпринимательской деятельности. Хабаровск, 2011.
7. Марчук М.А. Момент заключения договора продажи товара дистанционным способом // Юрист. 2009. N 3.
8. Орешкина О.В. Особенности дистанционного способа продаж товаров // Реклама и право. 2008. N 1.
9. Волкова А. Интернет — магазин: заключение договора // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. N 24.

Смотрите еще:  Лучший адвокат махачкалы

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Оказание посреднических услуг при приеме платежей

Добрый день. Вопрос следующий. Есть компании который осуществляют прием платежей от населения через различные платежные системы, например: терминалы приема платежей, электронные кошельки, в пользу других компаний — поставщиков услуг или товаров. Есть необходимость стать промежуточным звеном в данной системе взаиморасчетов. Т.е. платежи принятые платежными системами идут на счет посредника, а тот в свою очередь переводит деньги самостоятельно компании поставщику услуг. В конце месяца посредник выставляет счет на оплату своих услуг. При этом посредник оказывает некоторые услуги компании поставщику услуг или товаров. Необходимо ли иметь какие либо разрешения, лицензии для осуществления данных посреднических услуг и как это называется?

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, Александр! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Прежде всего хотелось бы отметить, что сама по себе законность подобной схемы вызывает сомнения. Плательщик изначально платит за услугу конкретному поставщику, на счет которого деньги от оператора и должны поступить, но никак не на счет третьих лиц.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Статья 4. Условия осуществления приема платежей
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Также следует обратить внимание, что:

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1)зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.

Сам платежный агент как видите может перечислить денежные средства только на счет поставщика, а поставщик может принять денежные средства только со специального банковского счета агента.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает наличие оператора и платежного субагента. Чтобы схема была законной, Вы должны быть либо первым, либо вторым. Как-то дополнить эту схему Поставщик — оператор по приему платежей — платежный субагент нельзя.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

При этом оператор по приему платежей должен встать на учет в росфинмониторинг:

Статья 4. Условия осуществления приема платежей
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Таким образом, повторюсь, Вы должны быть либо оператором, либо субагентом.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

13 июля 2009 Новые условия приема платежными агентами денежных платежей физических лиц в пользу третьих лиц

Информационное письмо № 49

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что принят Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон), который вступает в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон устанавливает для лиц, не являющихся кредитными организациями и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к платежным агентам, границы допустимых операций с денежными средствами физических лиц.

Напомним, что в настоящее время некредитным коммерческим организациям разрешена банковская операция без банковской лицензии и без открытия банковского счета по переводу денежных средств по поручению физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (при условии, что лица, принимающие денежные средства от физических лиц, и лица, в чью пользу эти средства принимаются, имеют соответствующие договоры с кредитными организациями). Прием некредитными организациями платежей физических лиц в иных случаях вел к риску признания этой деятельности незаконной как осуществляемой без банковской лицензии.

Федеральный закон исключил данный риск, прямо разрешив платежным агентам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при соблюдении ряда условий прием от плательщика — физического лица денежных средств, направленных поставщикам:

  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для исполнения денежных обязательств плательщика перед любыми юридическими лицами (кроме кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями по оплате товаров (работ, услуг);
  • органам государственной власти, органам местного самоуправления и находящимся в их ведении бюджетным учреждениям в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Действие Федерального закона не распространяется на отдельные виды расчетов (в пользу иностранных юридических лиц; в безналичном порядке; в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности; и др.).

Кроме того, к разрешенной Федеральным законом деятельности предъявляются, в частности, следующие условия:

  • Правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц;
  • юридические лица — платежные агенты могут выступать либо в качестве операторов по приему платежей, для чего они должны заключить договор о приеме платежей физических лиц с поставщиком, либо в качестве платежных субагентов, для чего они должны заключить договор о приеме платежей с оператором по приему платежей (но не с поставщиком); индивидуальные предприниматели — платежные агенты могут выступать только в качестве платежных субагентов;
  • исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности или другими способами, предусмотренными договором между ними;
  • на оператора по приему платежей распространяются требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе обязанность постановки на учет уполномоченным органом и необходимость в установленных законом случаях проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж; платежный субагент не вправе принимать платежи, требующие проведения такой идентификации физического лица;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику, а также соблюдать требования законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Федеральным законом разрешается взимание платежными агентами вознаграждения с плательщика в размере, установленном соглашением между ними.

Платежные агенты вправе использовать для приема платежей платежные терминалы. К таким терминалам Федеральный закон предъявляет ряд обязательных требований, в том числе наличие в их составе контрольно-кассовой техники, соответствующей всем требованиям законодательства Российской Федерации о наличных денежных расчетах. При этом платежные терминалы не могут использоваться для приема платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж.

Похожие статьи:

  • Статья 103 ч 3 ук рк Уголовный Кодекс РКСтатья 103. Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых […]
  • Прошение василию великому Прошение василию великому 1. Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Но надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. […]
  • Региональный материнский капитал в воронежской области на 2019 Региональный материнский капитал в Воронеже и Воронежской области в 2019 году Региональный материнский капитал в Воронежской области принят Законом Воронежской области от 1.11.2011 г. N […]
  • Госпошлина в административном судопроизводстве Госпошлина по административному исковому заявлению Госпошлина за административный иск Госпошлина согласно ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ отнесена к судебным […]
  • Соглашение об уплате алиментов нотариус Как заключить соглашение об уплате алиментов? Соглашение об уплате алиментов (далее — Соглашение) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем (или между […]
  • 1с ут 111 договор Договор из справочника контрагента УТ 10.3 с выгрузкой в word Внешняя печатная форма для справочника "контрагенты". Позволяет печатать типовой договор с заполнением основных […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.