Договор моряка

Моряки хотят работать по коллективному договору

Высокую зарплату, хорошие условия труда и быта на судне под удобным флагом может обеспечить только действующий коллективный договор Международной федерации транспортников (МФТ). Если такого соглашения на судне нет, то гарантий на достойную занятость быть не может. В очередной раз в этом убедились инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ).

В порту Восточный представители профсоюза проверили теплоходы «Pacific Comrade» (флаг Панамы, ИМО 9622734) и «Nozomi» (Маршалловых островов, ИМО 9323871). Проверка показала, что экипажи работают без колдоговора МФТ. И хотя суда принадлежат разным судовладельцам, условия труда на них похожи тем, что далеки от идеала.

На «Pacific Comrade» под управлением японской компании «Yawatahama Shosen» работают 19 филиппинских моряков. У них есть индивидуальные контракты, базовая ставка матроса 1 класса составляет 500 долларов США, зарплата капитана – 4500 долларов США. На борту есть страховые свидетельства – финансовый гарант ответственности судовладельца перед моряками. Однако ни в свидетельствах, ни в контрактах страховые выплаты не прописаны, а сами моряки даже не знают, на какую сумму застрахованы в случае смерти или банкротства компании.

«Мы объяснили филиппинцам, что только наличие коллективного договора МФТ на борту дает гарантии при возникновении серьезных трудовых споров, – рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Использование удобного флага Панамы позволяет японскому судовладельцу устанавливать свои законы на борту. Так, 6 долларов США, которые работодатель выделяет на каждого моряка для организации питания на борту, явно недостаточно. Кроме того, установленные на судне ставки даже не дотягивают до минимальной заработной платы в 614 долларов США для матроса, рекомендованной Международной организацией труда (МОТ)».

Учитывая данные обстоятельства, а также убедительную просьбу экипажа, РПСМ и МФТ в Японии направили нотис судовладельцу о необходимости заключить коллективный договор. В профсоюзе рассчитывают, что при заходе в японский порт Оита «Yawatahama Shosen» подпишет соглашение.

Второе судно «Nomozi» находится под управлением греческого судовладельца «OceanBulk International SA». Здесь тоже филиппинская команда. Как оказалось, у капитана есть прямой приказ работодателя не разглашать информацию об уровне заработной платы и условиях труда на борту представителям профсоюзов.

Для инспекторов ДВРО предельно ясно, почему греческая компания избегает встреч и контактов с профсоюзами. «Все, что нам удалось получить от капитана – Декларация о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве часть II и страховые свидетельства, которые должны быть на борту судна согласно Сводной конвенции 2006 года о морском судоходстве (КТМС)», – добавил Н. Суханов.

Как и в случае с японским судовладельцем, греческая компания «OceanBulk International SA» получит нотис от Российского профсоюза моряков о необходимости заключения коллективного договора, гарантирующего членам экипажей достойные условия труда.

Моряков под удобным флагом может защитить только договор МФТ

Если судовладелец подписывает коллективный договор с «желтым» профсоюзом, у моряков впоследствии могут возникнуть серьезные проблемы, – говорит председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов. Так, при визите на борт судна «Arkaim-4» представители профсоюза выяснили – действующий на нем коллективный договор не соответствует требованиям Международной федерации транспортных рабочих (МФТ), что негативно отразилось на уровне заработной платы экипажа.

– Для работодателя преимущества подписания колдоговора с неаффилированным в МФТ профсоюзом оказались налицо. Документ дает ряд возможностей сэкономить на труде моряков. Базовая ставка матроса первого класса не дотягивает до минимума, рекомендованного МОТ – 495 вместо 614 долларов США, – говорит Николай Суханов. – Такого бы не произошло, будь на судне коллективный договор МФТ. Мы уже направили судовладельцу нотис о необходимости его заключить.

КОНТРАКТ МОРЯКА (РАБОТНИКА СУДНА)

КОНТРАКТ N ______
моряка (работника судна)
___________________, именуем__ в дальнейшем «Агент», действующее на основании Устава и по поручению судовладельца — компании «__________________» (Генеральное агентское соглашение от «___»_________ ____ г.), именуем__ в дальнейшем «Работодатель», в лице Генерального директора г-на ______________________, с одной стороны, и г-н ____________________________, именуем__ в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий Контракт о нижеследующем:
Г-н __________________________________________________________
(Ф.И.О.)
__________________________________________________________________
(дата и место рождения,
__________________________________________________________________
паспорт моряка, серия, N, дата выдачи, кем выдан)
принимается на работу в должности ________________________________
(наименование должности)
на _______________________ на срок 4 месяца (испытательный срок 1
(название судна)
месяц входит в срок действия Контракта). В случае производственной
необходимости работодатель вправе в одностороннем порядке продлить
срок действия Контракта на 1 месяц.
1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
1.1. Создать работнику условия, необходимые для успешного выполнения обязанностей с учетом соблюдения им правил охраны труда, техники безопасности и санитарных норм.
1.2. Установить работнику ставку выплаты заработной платы в сумме, эквивалентной __________ (_______________________) долларам США в месяц. Заработная плата за месяц включает в себя оплату за работу в выходные и праздничные дни.
1.3. За время нахождения судна в плановом ремонте, на отстое или консервации, о чем моряк должен быть предупрежден при подписании Контракта либо в период срока действия Контракта, членам экипажа, оставленным для обслуживания судна, выплачивается фиксированная заработная плата плюс суточные по факту при отключении камбуза (докование).
1.4. Расчет с капитаном, старшим помощником капитана и старшим механиком за последний месяц работы на судне производится в офисе компании Агента по предъявлении всех отчетных документов.
Вариант: 1.4. Расчет материально ответственных лиц производится окончательно после проверки и утверждения в компании рейсового и финансового отчетов.
1.5. Работодатель оплачивает все расходы Работника при проезде его от места нахождения компании Агента (г. _____________) до удобного порта захода судна и, соответственно, при его репатриации из порта списания с судна. Оплата производится при окончательном расчете Работника.
1.6. Работодатель оплачивает проезд Работника домой при списании его с судна по болезни, а также в связи с тяжелой болезнью ближайших родственников (жены, детей, его родителей) при наличии медицинского подтверждения, а в его отсутствии — рапорта капитана.
1.7. В случае непрохождения Работником установленного настоящим Контрактом испытательного срока оплата его проезда из российского (иностранного) порта списания до места нахождения компании Агента (г. ______) или до места жительства производится за счет Работника.
1.8. Работодатель обеспечивает моряка питанием на борту судна из расчета ____ (___________) долларов США на одного человека в сутки.
1.9. За исполнение моряком обязанностей артельщика ему производится доплата в сумме, эквивалентной ____ долларам США в месяц. За исполнение обязанностей по стирке белья выплачивается доплата в сумме, эквивалентной _____ долларам США в месяц.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
2.1. Работник выполняет обязанности согласно занимаемой должности в соответствии с должностной инструкцией.
2.2. Капитан судна как единоличный представитель работодателя на борту имеет абсолютное право на принятие любого решения для обеспечения безопасности плавания, сохранности жизни находящихся на борту людей, перевозимого груза, а также защиты окружающей среды. В необходимых случаях он вправе отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа и списать его с судна в любом российском или иностранном порту в соответствии с уставом службы на судах МФ, проинформировав об этом судовладельца.
2.3. Моряк обязан принять по описи вверенное ему заведование и соответствующую документацию, а также спецодежду и средства индивидуальной защиты. В случаях, когда имущество утеряно или испорчено по вине моряка, последний несет материальную ответственность за нанесенный ущерб.
Вариант: 2.3.1. Капитан судна, другие должностные лица несут материальную ответственность за нанесенный ущерб, связанный с порчей, повреждением или утратой перевозимого груза, судна и судового имущества, а также за ущерб, связанный с неправильным оформлением грузовых документов.
Вариант: 2.3.1. Старший механик осуществляет контроль за правильным расходом топлива и масла в соответствии с установленными нормами и несет материальную ответственность за необоснованный перерасход горюче-смазочных материалов и их хищение.
2.4. При направлении на судно моряку должна быть предоставлена полная информация, касающаяся опасных в военном или эпидемиологическом отношении зон, включенных в район предполагаемых переходов судна, и моряк имеет право не согласиться идти в опасные в военном или эпидемиологическом отношении районы. В таком случае он должен быть доставлен за счет компании в Россию с выплатой ему заработка до даты прибытия в Россию.
2.5. В случаях, когда экипаж укомплектован не полностью по отношению к обусловленному штатным расписанием количеству экипажа, членам экипажа, которые в свободное от основной работы время выполняют обязанности недостающих по штату, выплачивается сумма в размере __% от ставки недостающего члена экипажа. При этом командный состав не имеет права выполнять работу рядового состава.
2.6. Моряк добровольно отказывается от участия в забастовках и иных действиях, наносящих ущерб судовладельцу. В случае участия в таких действиях моряк списывается с судна без предупреждения для дальнейшей репатриации в первом удобном для капитана порту. Работодатель вправе произвести вычет из заработной платы и иных выплат моряка для погашения ущерба, причиненного моряком вследствие предпринятых действий. В любом случае стороны должны стремиться к разрешению конфликтов мирным путем с соблюдением интересов каждого из участников.
3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ИЛИ РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА
3.1. Работодатель вправе прекратить или расторгнуть Контракт с моряком до истечения срока его действия по следующим основаниям:
— действия, угрожающие безопасности плавания, жизни и здоровью экипажа, сохранности перевозимого груза;
— исполнение должностных обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или токсилогического опьянения;
— профессиональная непригодность;
— нанесение моряком ущерба компании;
— грубое нарушение требований настоящего Контракта;
— если моряк не выдержал испытательный срок.
3.2. Моряк имеет право досрочно прекратить действие Контракта за один месяц, известив об этом работодателя или капитана судна в письменном виде. При этом все расходы по его репатриации и расходы по замене производятся за его счет, если срок работы на судне составляет менее 4 месяцев, за исключением пунктов, предусмотренных п. 1.6.
4. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Настоящий Контракт заключен во исполнение коллективного договора.
4.2. Настоящий Контракт может быть изменен только по согласованию сторон.
4.3. Во всем ином, не урегулированном настоящим Контрактом, стороны руководствуются коллективным договором, должностными инструкциями, иными внутренними актами и действующим законодательством.
4.4. Настоящий Контракт вступает в действие с момента прибытия Работника на судно и действует в течение срока, предусмотренного коллективным договором.
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1. К настоящему Контракту действуют следующие Приложения:
а) Приложение N 1 — «Перечень судов».
б) Приложение N 2 — «Минимальное штатное расписание (с указанием месячной заработной платы)».
в) Приложение N 3.
6. ПОДПИСИ СТОРОН
От имени Работодателя:
ЗАО «__________________________________»
Город _________, ул. __________, д. ___,
офис ___________________________________
тел. __________________; _______________
тел / факс _____________________________
________________________________________
«___»___________ ____ г.

Смотрите еще:  Возражения на заявление о фальсификации доказательств

Работник:
Домашний адрес: ______________________________________________
(индекс, название населенного пункта,
__________________________________________________________________
улица, N дома, квартиры, телефона)
__________________________________________________________________
со всеми условиями настоящего Контракта ознакомлен и согласен
______________________ _________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
«___»____________ ____ г.

Коллективный договор на судне нужен

И не потому, что согласно колдоговору Международной федерации транспортников (МФТ), морякам выплачивается хорошая заработная плата и достойные компенсационные выплаты, а хотя бы из-за того, что в документе четко регулируются права и обязанности как работника, так и работодателя.

На этот раз в необходимости на судне коллективного договора МФТ убедился боцман с теплохода «Stellar Maestro» (флаг Антигуа и Барбуды), на борту которого документа не оказалось.

Моряк связался с Российским профсоюзом моряков (РПСМ) и попросил по прибытии судна в порт Санкт-Петербург посетить теплоход. Он рассказал, что у него возникло непонимание с членами экипажа и его планируют списать за собственный счет. Как раз вопрос о репатриации он хотел для себя прояснить.

Прибыв на судно, после проведения переговоров, все точки над «i» были расставлены: боцман получил полный расчет за отработанное время и билет домой.

Стоит отметить, что не всегда проблемы на судах, где отсутствует колдоговор, решаются так быстро. Это, скорее, исключение из правил. Однако если бы документ имелся на борту, у моряка даже бы не возникло вопросов, на ком лежит обязанность оплатить репатриацию, ведь в колдоговоре все четко и доступно прописано.

Лекция Трудовой договор моряка

Лекция Трудовой договор моряка

Трудовой договор является одним из важнейших институтов трудового пра­ва. Почти все авторы отграничивали трудовой договор от смежных договоров граж­данского права (подряда, поручения и др.) по предмету, что, как уже отмечалось ра­нее, особенно важно для трудовых договоров моряков, где часто присутствует ино­странный элемент и возможно применение автономии воли сторон. В западной юри­дической теории трудовой договор рассматривается как центральное понятие, глав­ный институт трудового права, вокруг которого группируются такие вопросы, как дисциплина труда и трудовой распорядок, заработная плата, рабочее время, переры­вы в работе и частично охрана труда.

Трудовой договор определяется как со­глашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работода­тель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом Украины, законами и иными норма­тивными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. При этом сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Однако в некоторых отраслях производства правоотношения между работ­ником и работодателем столь специфичны, что предполагают ряд особенностей сво­его правового регулирования. В частности, прослеживается специфика трудовых до­говоров на морском флоте.

Вопрос международно-правового регулирования трудового договора членов экипажа судна был рассмотрен МОТ на ранней стадии ее существования. Эта про­блема была вынесена на рассмотрение девятой сессии МОТ, которая проходила в Женеве с 7 по 24 июня 1926 г. Результатом работы стало принятие 24 июня 1926г. Конвенции о трудовых договорах моряков № 22. Конвенция вступила в силу 4 апре­ля 1928 г., и на 1 января 2000 г. ратифицирована 57 государствами. Конвенция содержит наиболее общие положения, касающиеся трудовых договоров данной категории работников. Однако большинство статей Конвенции содержат отсылочные нормы к национальному законодательству, на­пример, она не дает определения термина «трудовой договор моряка», называя его также «договором о найме».

Согласно положениям Конвенции, трудовой договор подписывается судовла­дельцем или его представителем, с одной стороны, и моряком — с другой. При этом моряку предос­тавляется разумное время для изучения договора перед его подписанием на условиях национального законодательства, то есть законодательства флага судна. Конкретные гарантии для моряка и судовладельца при подписании договора также должны уста­навливаться национальным законодательством.

Статья 2 Конвенции № 22 определяет одну из сторон договора о найме — моря­ка, как любое лицо, работающее на борту любого судна и записанное в судовую роль. Такое общее определение нуждается, на наш взгляд, в конкретизации и может быть сформулировано таким образом, как было предложено ранее.

Порядок прие­ма на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством о труде, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами .

Интересной представляется в свете рассматриваемого вопроса проблема опре­деления работодателя при оформлении трудового договора в некоторых случаях. Например, если моряк заключает трудовой договор непосредственно в кадровой службе предприятия-судовладельца для работы на одном из его судов, то в данном случае очевидны трудовые правоотношения между моряком (работником) и судов­ладельцем (работодателем). В том же случае, когда моряк нанимается на работу, со­вершая договор с агентством найма или на судно под иностранным флагом, возни­кают коллизии в установлении работодателя, а также в определении того, нормами законодательства какого государства следует руководствоваться при заключении трудового договора, а также при разрешении вытекающих из него споров.

Так, в соответствии со ст. 94 Конвенцией ООН по морскому праву 1982г., судно и его экипаж подчиняются законодательству государства флага этого судна . Следовательно, в пределах судна должно действовать национальное законодательст­во государства флага, в том числе и трудовое.

Например, согласно закону США 98-419 от 25 сентября 1984г., иностранным судам разрешается заход в глу­боководный нефтяной порт Луизиана только в том случае, если государство флага судна заключит с Соеди­ненными Штатами соглашение, которым признает юрисдикцию США над судами и находящимися на борту лицами во время нахождения судна в порту или в зоне безопасности в таком объеме, как если бы это судно находилось на территории США. По утверждению самих Соединенных Штатов, они уже заключили такие соглашения с более чем 20 странами, чей танкерный тоннаж составляет свыше 80% мирового танкерного тон­нажа.

Согласно КТМ Украины, судовладелец определя­ется как лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании. Для моряка понятие судовладельца важно с точки зрения выплаты заработной платы.

В мировой практике возможны различные варианты трудовых отноше­ний между моряком и его работодателем. Например, возможен вариант, когда лицом, отвечающим за выполнение финансовых обязательств перед работни­ками является сам собственник судна, который обеспечивает управление суд­ном и принимает решение по найму моряков.

Например, по законодательству островов Антигуа и Барбуда, а также Багамских островов трудовой договор подписывается между моряком и капитаном судна.

Однако возможны ситуации, когда судовладелец не является собственни­ком судна, и причиной такой ситуации в первую очередь является стремление судовладельца минимизировать свои затраты на содержание судна и экипажа. Одним из способов сокращения расходов является установление прямых кон­тактов между судовладельцем и оператором судна.

В Конвенции о трудовых договорах моряков отсутствует норма, ука­зывающая, что трудовой договор моряка заключается в письменной форме, а также что он может быть заключен на определенный срок. В большинстве государств за­конодательство закрепляет обязательную письменную форму трудового договора. Вопросы, связанные с трудовыми договорами моряков, регулируются общим внутренним трудовым законодательством.

Конвенция о трудовых договорах моряков 1926 г. не содержит положений, ка­сающихся гарантий при приеме на работу моряков, однако регулирует вопросы, свя­занные со сроком трудового договора моряка. В статье 6 Конвенции закрепляется положение о том, что договор может заключаться либо на определенный период, ли­бо на одно плавание или, если это допускается национальным законодательством, на неопределенный период. Согласно Конвенции 1926 г. договор с моряком может быть заключен как на определенный период, так и бессрочно.

Смотрите еще:  Заполнить заявление на открытие ип

Срочные трудовые договоры заключаются в случаях, когда трудовые отноше­ния не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера пред­стоящей работы или условий ее выполнения.

Положения, касающиеся содержания трудового договора моряка, нашли свое отражение в статье 6 Конвенции о трудовых договорах моряков 1926 г., которая не указывает на определенный перечень прав и обязанностей сторон трудового догово­ра. Исходя из смысла конвенции, права и обязанности должны определяться самими сторонами в соответствии с законодательством конкретных стран.

Международные нормы ориентируют на предоставление работникам возмож­ности иметь ясную и точную информацию об условиях своего найма, характере, объеме и пределах своих прав и обязанностей. Так, например, для того, чтобы дать моряку возможность ознакомиться с характером и объемом своих прав и обязанно­стей, национальное законодательство должно определять меры, необходимые для того, чтобы моряк мог получить на борту ясную информацию об условиях найма либо путем помещения описания этих условий договора в место, легко доступное ко­манде, либо иным подходящим путем .

В пункте 3 статьи 6 Конвенции о трудовых договорах моряков перечислены положения, которые должны содержаться в договоре в любом случае, а именно:

1. фамилия и имя моряка, дата его рождения или возраст и место рождения;

место и дата заключения договора;

название судна или судов, на борту которых моряк обязуется служить;

численность экипажа судна, если это требуется национальным законодатель­ством;

намечаемые рейс или рейсы, если это может быть определено в момент за­ключения договора;

должность, на которую нанимается моряк;

если возможно, место и дата явки моряка на борт судна для работы;

продовольственное обеспечение, причитающееся моряку, если национальное законодательство не предусматривает иного;

размер заработной платы;

срок договора и условия прекращения его действия;

ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый моряку после одного года службы в одной и той же судоходной компании, если такой отпуск преду­смотрен национальным законодательством;

другие данные, требуемые национальным законодательством.

Например, по законодательству Багамских островов, которое по своему содержанию близко к нормам анг­лийского обычного права, предусмотрены следующие требования к индивидуальным трудовым договорам моряков: договор подписывается между капитаном судна и моряком, а не между судовладельцем и экипажем; договор заключается на один рейс или на срок не более 12 месяцев; копия договора хранится у судовладельца не менее семи лег, по истечении 12 месяцев лицо командного состава имеет право на 18 дней отпуска, а лицо рядового состава — на 12 дней отпуска и 9 выходных дней за счет дней государственных праздников; репат­риация моряка осуществляется за счет капитана судна или судовладельца; забастовки допускаются только при нахождении судна в порту Багамских островов.

Рассмотрим некоторые необходимые условия трудового договора моряка и выделим их специфические особенности,.

1. Название судна или судов, на борту которых моряк обязуется служить.

Данный вид необходимых условий трудового договора, в соответствии с современ­ным трудовым правом, можно определить как «место работы». Конвенция 1926 г. обязывает вносить в трудовой договор название именно рабочего места моряка, где он будет выполнять свои обязанности, вытекающие из самого трудового договора. Поскольку место работы является необходимым договорным условием, его измене­ние возможно только по взаимному согласию сторон. В статье 1 Типового индиви­дуального трудового договора для члена экипажа судна (далее: Типовой договор») предусматривается указание в качестве места работы названия судна или судов, официального номера судна и порта его приписки). При этом допускается направле­ние судовладельцем члена экипажа с его согласия на другое судно для выполнения обязанностей в соответствии с договором и с оплатой не ниже установленной в дого­воре. В случае отказа работника от направления его на другое судно, полагаем, сле­дует руководствоваться общими нормами Трудового кодекса. Однако указание в ин­дивидуальном трудовом договоре наименования двух или нескольких судов (что возможно у крупного судовладельца), членом экипажа которых может стать работ­ник, избавляет судовладельца от обязанности предлагать работнику перевод на дру­гое судно и получать его письменное согласие. В связи с тем, что такая ситуация га­рантирует работнику более высокую вероятность занятости, полагаем, что данная норма обеспечивает одновременно и права работника, и права судовладельца. При этом противоречия с нормами Конвенции не усматривается.

2. Должность, на которую нанимается моряк. В теории трудового права этот вид условий определяется как «трудовая функция». Она устанавливается с учетом профессии, специальности, квалификации или должности, которые оговари­ваются при заключении трудового договора. Так же как и место работы, род работы (трудовая функция) остается, как правило, неизменным на все время действия трудо­вого договора. Должность предопределяет границы компетенции работника, круг его прав, обязанностей и ответственность. Наименование должности того или иного ра­ботника отражает характер выполняемой им работы. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии определенных документов, позволяющих выполнять трудовые функции, о чем речь шла в соответствующем параграфе настоящей рабо­ты. Это условие действует и в отношении моряков, для которых, в зависимости от категории, дипломы, квалификационные свидетельства и свидетельства специалиста являются основанием для занятия определенных должностей.

Статья 1 Типового договора предусматривает определение должности, на ко­торую нанимается работник (судовой роли), с оговоркой, что его должностные обя­занности определяются капитаном судна, являющимся единственным полномочным представителем судовладельца на судне, на основании Устава службы на судах, должностных инструкций, судовых расписаний. Данная норма также не противоре­чит нормам международного морского трудового права, однако нужно учесть, что должностные инструкции в соответствии требованиями трудового за­конодательства должны быть заблаговременно доведены до сведения работника, о чем ему сообщается под роспись.

3. Место и дата явки моряка на борт судна для работы. Конвенция № 22 делает оговорку, что это условие заносится в договор в случае наличия такой воз­можности. Таким образом, с одной стороны, это условие в любом случае должно содержаться в договоре (т.е. оно относится к категории необходимых условий), а с другой стороны, если нет возможности определить место и дату явки моряка на борт судна для работы, оно может не содержаться в трудовом договоре. Такое противоре­чие связано, прежде всего, со спецификой и особенностью работы в море.

Включая подобную норму в индивидуальный трудовой договор, моряк стано­вится вправе требовать фактического предоставления именно той работы и в тот срок, которые обусловлены договором; работодатель именно к этому сроку обязан обеспечить его работой, и до наступления этого срока работодатель не должен при­нимать на эту работу другое лицо.

В Типовом договоре отсутствует указание на дату прибытия работника на судно. На наш взгляд, именно в Типовом договоре это условие должно быть отраже­но обязательно, и лишь в индивидуальном трудовом договоре, при отсутствии воз­можности указать конкретное время явки на судно, это условие может отсутствовать, что допускается Конвенцией.

Размер заработной платы. Данное условие подпадает под категорию не­обходимых условий трудового договора — оплата труда работников.

Условие о репатриации

На заседании совместной (МОТ/ИМО) Рабочей группы экспертов ad hoc no ответственности и компенсации исков, связанных со смертью, увечьем и абандоном моряков в октябре 2000 г. (далее — Рабочая группа ad hoc) было отмечено, что общее количество покинутых моряков неизвестно. Случай со списанием моряка с борта судна называют абандоном (abandonment).

Международная федерация транспортников выявила 212 случаев абандона моряков с июля 1995 г. по июнь 1999 г. В результате оказались покинутыми на чуж­бине 3500 моряков-членов экипажей. Основными причинами абандона моряков являются арест и аварии судов, посадки на мель, банкротство предприятий, при этом наиболее часты такие случаи на судах под «удобным» флагом.

В широком смысле репатриация означает возвращение в страну гражданства постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории другого государства. Репатриация осуществляется на основе международных договоров или внутригосударственного нормативного пра­вового акта. Репатриация моряка означает не только возвращение его на родину или по его просьбе в иное место, но и возмещение ему расходов и заработной платы за соответствующий период.

На 74-ой (морской) сессии МКТ в 1987 г. одобрена Конвенция (пересмотрен­ная) о репатриации моряков № 66. Она вступила в силу 3 июля 1991 г. Согласно ст. 2 Конвенции 1987 г. моряк пользуется правом на репатриацию в следующих случаях: а) по истечении за границей срока найма на кон­кретный период или на конкретный рейс; б) по истечении периода, указанного в уве­домлении, выданном в соответствии с положениями статей соглашения о найме или заключенного с моряком договора о найме; в) в случае заболевания или травмы, или по иной медицинской причине, которые влекут за собой репатриацию, если врачи считают моряка транспортабельным; г) в случае кораблекрушения; д) в случае, если судовладелец не способен далее выполнять свои обязательства по закону или по кон­тракту как наниматель моряка по причине банкротства, продажи судна, изменения регистрации судна или по любой другой аналогичной причине; е) в случае прекра­щения или приостановки действия трудового контракта в соответствии с решением промышленного арбитража или коллективным договором, или прекращения дейст­вия трудового контракта по любой другой аналогичной причине.

Смотрите еще:  Новости россии двойное гражданство

Украина пока не ратифицировала сводную Конвенцию МОТ о труде в морском судоходстве и на сегодняшний день является стороной Конвенции № 23 (с 17 июня 1970 г.) Статья 10 Конвенции № 23 предусматривает обязательство каждого государства-члена МОТ ввести в действие положения этой Конвенции и предпринять такие действия, которые необходимо для эффективного выполнения положений этой Конвенции. Следует отметить, что положения этой Конвенции распространяются лишь на членов команды, но не на капитана и не на практикантов.

Сравнивая положения этой Конвенции №23 и положения Раздела 3 Экипаж судна, Главы 1. Общие правила. Статьи 55 Репатриация членов экипажа можно отметить различия в правовых основаниях репатриации: Ст.55 КТМУ “Репатриация за счёт судовладельца осуществляется в следующих случаях:

-при увольнении по инициативе владельца или уполномоченного им органа;

-при заболевании и травме;

-при гибели судна;

-если судовладелец не может исполнять свои обязанности, вытекающие из действующего законодательства Украины, договора (контракта);” В то время, как статья 4 Конвенции № 23 содержит такой текст: “Расходы по репатриации не должны возлагаться на моряка если он был оставлен на основании:

-травмы, полученной во время работы на борту судна,

-заболевания не связанного с его собственным действием или ошибкой,

-увольнения по любой причине за которую он не может быть признан ответственным. По положениям КТМУ, инициатива судовладельца является признаком, определяющим правовые последствия репатриации и в случае, если судовладелец формально не проявляет такой инициативы, КТМУ мало может помочь моряку. Последняя из причин репатриации, предусмотренная в ст.55 – неисполнение своих обязанностей по законодательству или договору должна быть каким-то образом установлена фактически. А в каком порядке устанавливается факт невыполнения судовладельцем своих обязанностей — не ясно.

В то же самое время Конвенция №23 содержит более ёмкое определение правовых оснований репатриации – по любой причине, за которую моряк не может быть ответственен. В положение п.2 ст.5 Конвенции № 23, которое содержит также такой текст. “Когда моряк репатриируется как член экипажа, он пользуется правом на возмещение заработка за всё время работы в рейсе”. В ст.55 КТМУ указывается, что “судовладелец несёт ответственность за …оплату труда и пособие”. Это положение фактически дублирует положения трудового законодательства Украины и нисколько не вносит ясность в то когда моряку выплачивается его заработная плата.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в КТМ Украины 1995 не нашли полного отражения положения о репатриации моряков не только Конвенции МОТ № 23, но также и Конвенции МОТ №147.

6. Основания прекращения трудового договора моряка. В теории трудового права термин «прекращение трудового договора» подразумевает прекращение тру­довых правоотношений по основаниям, предусмотренным трудовым законодатель­ством. Основания прекращения трудового договора моряка закреплены в статье 10 Конвенции № 22 о трудовых договорах моряков 1926 г. Трудовой договор, заклю­ченный на одно плавание, на определенный период или на неопределенный период, считается прекратившим действие:

по обоюдному согласию сторон;

в случае смерти моряка;

в случае гибели или полной не мореходности судна;

По любой иной причине в соответствии с Конвенцией или национальным за­конодательством.

Таким образом, Конвенцией предусмотрены три основания, которые являют­ся безусловными причинами прекращения трудового договора. Остальные же осно­вания должны быть закреплены во внутреннем законодательстве государств. Если по истечении срока трудового договора или времени выполнения опреде­ленной работы трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из его сто­рон не потребовала его прекращения, то трудовой договор считается продолженным на неопределенный срок.

Член экипажа вправе досрочно расторгнуть договор в случае: неисполнения судовладельцем условий договора; признания судна не соответствующим дейст­вующим стандартам; если имеется уважительная причина, препятствующая продол­жению исполнения договора (болезнь, смерть ближайших родственников, другие уважительные причины).

Особенностью трудового договора моряка является исключение из этого об­щего правила. Зачастую могут возникнуть такие ситуации, когда срок договора ис­тек, а моряк продолжает находиться на судне и выполнять трудовую функцию. В та­ких случаях срочный трудовой договор моряка считается продленным до момента окончания рейса или прихода в порт, из которого возможна репатриация.

Специфическим основанием прекращения трудового договора, согласно Кон­венции о трудовых договорах моряков 1926 г., является гибель или полная не море­ходность судна. Наименее благоприятную статистику имеют суда под «удобным» флагом. В 2000 г. только на 11 государств «удобных» флагов приходи­лось 75 % всех погибших судов в тоннажном измерении. И это несмотря на то, что взятые вместе «удобные» флаги составляют лишь немногим более полови­ны количественного состава мирового флота в тоннажном измерении.

Практика рассмотрения дел о взыскании задолженности по заработной плате судами г. Владивостока показывает, что судоходные компании, возражая против ис­ковых требований моряков, очень часто ссылались на то, что они не являются над­лежащими ответчиками по данной категории дел. Суды при этом, как правило, воз­лагали обязанности по выплате задолженности на надлежащих ответчиков. Так, на­пример, в Ленинский районный суд г. Владивостока обратился Лепихин М.Е. с ис­ком к ЗАО «Данкор» о взыскании заработной платы, указывая, что работал у ответ­чика по трудовому договору на ПТР «Данкор-2» кагштаном судна. Ответчик выпла­тил ему авансом 400 долларов США, но полный расчет не произвел. Ответчик, воз­ражая против иска, указал, что выплату заработной платы должен производить фрахтователь судна ООО «Ролл» согласно договору фрахта принадлежащего ЗАО «Данкор» судна. Суд не согласился с таким доводом и удовлетворил иск за счет ЗАО «Данкор», поскольку пунктом 2.1. договора фрахта ПТР «Данкор-2» с экипажем от 29 октября 2001 г. между ЗАО «Данкор» и ООО «Ролл» предусмотрена обязанность судовладельца выплачивать заработную плату экипажу.

Ленинским районным судом длительное время рассматривались иски членов экипажа ККРТ «Капитан Олейничук» к ОАО «ТУРНИФ» о взыскании заработной платы. Ответчик иск не признал, пояснив, что в соответствии с соглашением от 25 октября 1995 г. между ОАО «ТУРНИФ» и американской компанией «Ричардсон Шип Менеджмент» судно «Капитан Олейничук» находилось у последней в аренде. Соглашением сторон предусмотрено, что американская компания приняла на себя обязательство выплачивать членам экипажа заработную плату. ОАО «ТУРНИФ» по данному соглашению осуществляло набор и направляло российских членов экипажа на судно по их согласию. При этом работники ОАО «ТУРНИФ» подавали заявления о предоставлении им отпуска без содержания на период работы в компании. На ос­новании соглашения издан приказ № 230 от 26 ноября 1996 г. о предоставлении от­пусков без содержания всем членам экипажа ККРТ «Капитан Олейничук», в том числе и истцам, в связи с нахождением судна в промысловом рейсе, передачей управления судном американской компании и заключением членами экипажа трудо­вых контрактов с компанией. При удовлетворении исков за счет ОАО «ТУРНИФ» суд указал, что ответчиком не предоставлены доказательства ознакомления истцов с соглашением об аренде судна, трудовые договоры между членами экипажа и амери­канской стороной не предоставлены. Кроме того, в деле имеются копии трудовых книжек, согласно которым в указанный период времени истцы являлись работника­ми ОАО «ТУРНИФ».

Иллюстрацией еще одной формы несоблюдения трудовых прав моряков мо­жет служить и следующий пример. ООО «Эй-Би-Лайн» не заключало трудовых до­говоров с членами экипажей БМРТ «Гангут», ПР «Пеленгатор» и МТР «Обаятель­ный», обосновывая это тем, что предприятие имеет агентский договор с ООО «Сер-висторгсбыт», которое и принимает моряков на работу, оформляя трудовые догово­ры и внося соответствующую запись в трудовую книжку, после чего за определен­ную плату направляет моряков на суда ООО «Эй-Би-Лайн». То есть трудовые отно­шения между работником и фактическим работодателем не оформляются. В другом случае члены экипажа теплохода «Поллукс», принадлежащего ЗАО «Дальрефсер-вис», принимаются на работу через ЗАО «Феско-контракт» в иностранную фирму, хотя фактически работают под российским флатом на судне «Поллукс». При таком оформлении правоотношений обязать работодателя вьгплатить заработную плату ра­ботнику практически невозможно.

Похожие статьи:

  • Федеральный закон 275-фз 29122012 г о государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ"О государственном […]
  • П 101 судебная практика Обзор судебной практики рассмотрения районными (городскими) судами Калининградской области дел, связанных с применением законодательства об обороте земель сельскохозяйственного […]
  • Штраф не пристегнутый ремень Штраф за непристегнутый ремень в 2019 году Штраф для водителей за непристегнутый ремень составляет 1000 рублей или столько же за непристегнутых пассажиров. Стоит также учесть и тот факт, […]
  • Спор макарова Арбитраж корпоративных споров (О.А. Макарова, журнал "Журнал предпринимательского и корпоративного права", N 4, октябрь-декабрь 2016 г.) Арбитраж корпоративных споров доцент кафедры […]
  • Субсидии на иные цели пояснительная записка Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2016 г. N 04-951 "О сроках, порядке представления Отчета об использовании субсидий на иные цели и Отчета об использовании субсидий […]
  • Приказ мо рф 500 от 2006 г Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2008 г. N 537 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500" (утратил силу) Приказ Министра […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.