Договор контрактации содержание

Договор контрактации содержание

13. ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

Стороны – продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию, а заготовителем – предприниматель (напр., торговая организация, завод) или гос. орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров.

Предметом договора могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники. Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности: 1) зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных); 2) в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Цель закупок: 1) последующая переработка или продажа продукции; 2) помещение закупленной продукции на хранение в гос. фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»).

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной.

Порядок заключения договора и разрешения разногласий аналогичен договору поставки.

Обязанности продавца – произвести продукцию и передать заготовителю в согласованном количестве и ассортименте, предусмотренном договором (ассортимент является существенным условием договора).

Обязанности заготовителя: принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить вывоз; принять сельхозпродукцию в месте нахождения заготовителя, если это предусмотрено договором и продукция соответствует условиям договора и представлена в срок, обусловленный договором; оплатить приобретаемую продукцию полностью либо частично (но с последующей доплатой); возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции по цене, обусловленной договором.

Особенности ответственности сторон: 1) производитель и заготовитель – гос. орган, не исполнившие договор совсем либо исполнившие его ненадлежащим образом, освобождаются от гражданско-правовой ответственности, если докажут свою невиновность; 2) заготовитель-предприниматель отвечает и при отсутствии вины, его освобождает от гражданско-правовой ответственности лишь наличие непреодолимой силы в процессе исполнения договора.

Элементы и содержание договора контрактации

Стороны договора контрактации – продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию, а заготовителем – предприниматель (например, торговая организация, завод) или государственный орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров.

Предметом договора догвора контрактации могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники. Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  1. зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  2. в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Цель закупок:

  1. последующая переработка или продажа продукции;
  2. помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»).

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной.

Порядок заключения договора контрактации и разрешения разногласий аналогичен договору поставки.

Обязанности продавца — произвести продукцию и передать заготовителю в согласованном количестве и ассортименте, предусмотренном договором (ассортимент является существенным условием договора).

Обязанности заготовителя: принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить вывоз; принять сельхозпродукцию в месте нахождения заготовителя, если это предусмотрено договором и продукция соответствует условиям договора и представлена в срок, обусловленный договором; оплатить приобретаемую продукцию полностью либо частично (но с последующей доплатой); возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции по цене, обусловленной договором.

Особенности ответственности сторон:

  1. производитель и заготовитель – государстенный орган, не исполнившие договор совсем либо исполнившие его ненадлежащим образом, освобождаются от гражданско-правовой ответственности, если докажут свою невиновность;
  2. заготовитель-предприниматель отвечает и при отсутствии вины, его освобождает от гражданско-правовой ответственности лишь наличие непреодолимой силы в процессе исполнения договора.

Ивакин В.Н. Гражданское право. Особенная часть | Кушнир И.В. Гражданское право | Михайленко Е.М. Гражданское право: общая часть | Степанова О.Н. Гражданское право

Договор контрактации: понятие, содержание, форма.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Договор контрактации – такой договор, по которому одна сторона (производитель с/х продукции) обязуется передать выработанную ей продукцию второй стороне (заготовителю), который обязан ее принять, оплатить с целью последней переработки (продажи).

Предмет договора – с/х продукция в непереработанном виде. Отличительная его особенность – продукция не должна быть переработана (возможна только первичная переработка);

В качестве продавца здесь выступает производитель (не юридическое лицо). Предмет определяется соглашением сторон.

Покупатель – заготовитель (предприниматель), который продает сразу или перерабатывает.

Всегда срочный договор (заключается еще тогда, когда продукция еще не произведена, может быть заключен, когда продукция уже готова).

Цена договора контрактации – вопрос:

1) Гос-во определяло цены – не прижилось.

2) Если отпустить на рынок, пострадает экономически слабая сторона — с/х производитель.

1) Обязанности производителя:

— Передать то количество продукции, которое указано в договоре. Но если она не уродилась – ответственность продавца, которая несколько ослаблена. Возмещает убытки, если в этом есть его вина (т.к. с/х часто не зависит от человека).

Сдача продукции должна производится с соблюдением условия об ассортименте; если нарушается условия об ассортименте, то один товар заменяется другим.

Качество с/х продукции определяется стандартами/ГОСТами, но это требование в с/х очень сложно выполнить.

Если это продукция годна для употребления, но не подходит по ГОСТам, она все равно принимается у производителя, но с пониженными коэффициентами.

2) Обязанности покупателя:

— Принять продукцию непосредственно в хоз-ве производителя, если иное не предусмотрено договором, а заготовитель сам за свой счет доставляет продукцию к месту хранения. Если же производитель доставляет сам продукцию, то заготовитель оплачивает ему расходы по транспортировке.

— Оплатить полученную с/х продукцию:

Неготовые виды с/х продукции – полагается авансирование (1/4 суммы за эту продукцию), предстоящие нужды производителя (как правило, в растениеводстве).

2-ой аванс – после окончания посевной (25% от суммы за продукцию); остальные 50% — в 10-тидневный срок после окончания приемки. Цены определяются рынком после сбора урожая.

— Если изготовитель является работником на св. производстве, то отходы от св. продукции должен продавать св. заготовителю по договорной цене.

Понятие, содержание и стороны договора контрактации

Договор контрактации — это разновидность купли-продажи: кто является сторонами такого договора, что продавец обязуется передать по договору

Если обратиться к ст. 535 Гражданского кодекса, понятие самого термина «контрактация» в ней не раскрывается. Расположение статьи в гл. 30 ГК РФ с заголовком «Купля-продажа» дает понять, что контрактация относится к сделкам по купле-продаже.

По смыслу текста статьи становится понятным, что ее целью является регулирование отношений в сфере сельскохозяйственных закупок. Очевидно, что и стороны рассматриваемого договора специфичны. Это:

  1. Продавец-сельхозпроизводитель. Он должен именно производить (выращивать) сельхозпродукцию, а не приобретать и перепродавать ее.
  2. Покупатель-заготовитель, чья коммерческая деятельность подразумевает закупку сельскохозяйственных товаров с целью их переработки и/или реализации.

Соответственно, под договором контрактации подразумевается договор купли-продажи или поставки между специальными субъектами (сельхозпроизводителем и заготовителем) и передачи права собственности на особую продукцию — сельскохозяйственную.

Смотрите еще:  41 статья ук рсфср

Стоит отметить, что суды могут квалифицировать как контрактацию по иному названный договор, если тому соответствует правовая природа последнего (например, непоименованное соглашение или договор инвестирования, см. постановления 8-го ААС от 17.04.2009 по делу № А46-20218/2008, 11-го ААС от 15.09.2016 по делу № А49-1305/2016).

Кратко о форме, существенных условиях и особенностях договора контрактации

Договор контрактации заключается в простой письменной форме. Его существенные условия вытекают из обязанностей сторон.

Так, ст. 537 ГК РФ накладывает на производителя обязательство по передаче произведенной (выращенной) им продукции в оговоренном количестве и ассортименте. А значит, указанные условия являются обязательными и существенными условиями договора контрактации, без наличия которых он может быть признан незаключенным.

Рекомендуется также прийти к соглашению по вопросам:

  • стоимости;
  • места производства продукции;
  • судьбы отходов.

Передаваемые товары не могут быть предназначены для личного или семейного пользования. Цель их приобретения законодатель определил однозначно: переработка и/или продажа.

Краткость специальных норм о закупках сельхозпродукции ГК РФ компенсирует субсидиарным применением правил о поставке, указанных в § 3 гл. 30 ГК РФ либо в законе «О закупках и поставках сельхозпродукции» от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ч. 2 ст. 535 ГК РФ). При отсутствии регулирования нормами о поставках можно применить и общие правила купли-продажи.

Товары, которые могут быть предметом контрактации

Отличительной чертой контрактации является ее специальный предмет.

Перечень продукции, которая относится именно к сельскохозяйственной, приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.

Предмет рассматриваемого договора — исключительно товары с собственного подворья производителя (продавца). К таковым относится продукция, которая:

  • непосредственно выращивается (зерновые, огородные, бахчевые культуры и т. п.);
  • производится (мясо, шерсть и кожа, молоко, яйца и т. п.).

Законодатель требует передавать товар заготовителю в неизменном виде. Такие товары, как, например, масло, кисломолочная продукция, сок, мука, являются продуктами уже переработанными, а потому быть предметом договоренностей о контрактации не могут.

Кроме того, предметом может выступать как продукция, уже существующая на момент заключения соглашения, так и та, которой в природе еще нет (например, урожай следующего года).

Защита интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя ГК РФ

Контрактация по сравнению с общими нормами о поставке и купле-продаже демонстрирует протекционизм по отношению к производителю-поставщику.

  • в отличие от общих правил ГК о безвиновной ответственности предпринимателя, сельскохозяйственный товаропроизводитель отвечает за нарушение договора контрактации только при наличии вины;
  • по умолчанию на заготовителя возлагается обязанность вывезти сельхозпродукцию из места ее производства;
  • Указом Президента РФ «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» от 22.09.1993 № 1401 предусмотрены пени в размере 1% за просрочку оплаты полученной продукции заготовителем.

ВАЖНО! Указанные пени могут быть снижены по правилам ст. 333 ГК РФ (постановление ФАС МО от 26.08.2011 по делу № А41-45495/10).

Как видно, договор контрактации выделен с целью защиты интересов производителя в области сельского хозяйства и регулирования специфики производства, когда отходы бывают не менее важны, чем основной продукт, а сделки заключаются зачастую на отсутствующий в настоящем товар.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Гражданское право

Хозяйству предоставляется право по согласованию с контрактантом досрочно сдать продукцию, которая засчитывается в счет количества продукции, подлежащей сдаче по договору в следующем сдаточном периоде.

Количество продукции, не сданной хозяйством в установленные договором периоды (сроки), подлежит сдаче в сроки, согласованные сторонами, и зачету в период ее фактической сдачи, за исключением тех видов продукции, производство которых носит сезонный характер и восполнение несданного количества их невозможно.

Продукция к месту ее сдачи доставляется хозяйством своим или привлеченным транспортом.

Отгружаемая (доставляемая) хозяйством продукция сопровождается документами установленной формы, а при приемке контрактантом продукции непосредственно в хозяйстве составляется приемосдаточный документ установленной формы.

Днем исполнения хозяйством обязательств по договору контрактации считается дата составления приемосдаточного документа при сдаче продукции в хозяйстве или на приемосдаточном пункте заготовителя, а при отгрузке ее получателю — день сдачи продукции органу транспорта.

* См. п. 1 постановления Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен».- СП Российской Федерации. 1992. № 1-2. Ст. 8.

Обязанности контрактанта и их исполнение. К основным обязанностям контрактанта относятся современная приемка или выборка (вывоз) предусмотренной договором контрактации продукции, оплата продукции и возмещение хозяйству транспортных и других расходов, предусмотренных договором.

В случае отказа от приемки предусмотренной договором продукции контрактант обязан заявить об этом хозяйству в письменном виде (отметить в товарно-транспортной накладной, сообщить по телеграфу, телефонограммой и т.д.). Если контрактант уклоняется от письменного заявления об отказе от приемки продукции, факт необоснованного отказа от приемки продукции удостоверяется актом, составленным с участием представителя государственной инспекции по закупкам и качеству продукции (государственной торговой инспекции, государственной хлебной инспекции).

Контрактант обязан оплатить хозяйству доставку сельскохозяйственной продукции за все расстояние от места отправки из хозяйства до места сдачи-приемки по установленным тарифам за фактически отправленную массу продукции, включая тару.

Погрузка продукции на транспортные средства при отправке на заготовительные пункты и разгрузка возвращаемой тары производится силами, средствами и за счет хозяйства, а выгрузка продукции и погрузка тары для отправки в хозяйство в пункте сдачи продукции — силами, средствами и за счет контрактанта,

Расчеты контрактантов с хозяйствами за сданную продукцию осуществляются, как правило, платежными поручениями, или чеками, не позднее пяти календарных дней после приемки продукции, если иное не предусмотрено в инструкциях по вопросам закупок сельскохозяйственной продукции.

Стоимость доставки продукции транспортом хозяйства оплачивается одновременно с оплатой стоимости сданной продукции. Стороны вправе определить в договоре другие формы и порядок расчетов за заготовляемую продукцию, не противоречащие законодательству. Споры по расчетам за принятую от хозяйства продукцию разрешаются арбитражным судом.

Контрактант обязан определить качество и вес закупаемой продукции. Разрешение возникающих при этом споров между хозяйством и контрактантом отнесено к компетенции государственной инспекции по заготовкам и качеству продукции; такие споры арбитражному суду неподведомственны.

Контрактант обязан также помочь хозяйству в организации производства сельскохозяйственной продукции. Виды такой помощи определяются в примерных договорах контрактации отдельных видов продукции (например, продажа хозяйству сортовых семян сахарной свеклы и некоторых других культур, обеспечение шелководческих хозяйств гусеницами тутового шелкопряда и ядохимикатами для борьбы с их болезнями, инструктаж работников хозяйств по технологии обработки табака и махорки и др.).

28.5. Понятие и содержание договора контрактации

С точки зрения общей характеристики гражданско-правового обязательства, вытекающего из данного договора, договор контрактации относится к обязатель­ствам консенсуальным, возмездным, взаимным.

Договор контрактации регулируется § 5 главы 30 ГК (ст. 535—538) и феде­ральными законами от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»[9], от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной коопе­рации»[10], от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»[11], от 11 ию­ня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»4, от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»[12] и др.

К отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным этими нормами, применяются правила § 3 главы 30 ГК о договоре поставки (ст. 506—524), а при отсутствии соответствующих норм — общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30). При закупках сельскохозяйственной продукции для государствен­ных нужд применяются правила § 4 главы 30 ГК и специальные федеральные за­коны, например от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельско­хозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»[13]и от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Сторонами договора контрактации являются продавец (производитель сель­скохозяйственной продукции) и заготовитель (контрактант).

В качестве продавца в договоре контрактации может выступать непосредствен­но сельскохозяйственный товаропроизводитель: хозяйственное товарищество и общество, сельскохозяйственный производственный или потребительский коопера­тив и индивидуальный предприниматель (чаще всего глава крестьянского или фермерского хозяйства), а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Смотрите еще:  Вывозная пошлина на битум

В качестве заготовителя в договоре контрактации выступает предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо переработки. В первом случае это лицо, занимающееся профессиональной заготовкой (покуп­кой, закупкой) сельскохозяйственной продукции, во втором — промышленная организация и индивидуальный предприниматель (например, мясоперерабаты­вающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти).

Предметом контрактации являются вещи, определенные родовыми призна­ками, причем в большинстве случаев это вещи ограниченного рода (не вино­град вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы), не предназначенные для личного, семейного или иного подобного использова­ния, это всегда будущий товар, т.е. такой, который подлежит выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства после заключения договора. Про­дукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для после­дующей переработки или продажи, а также согласно Федеральному закону «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд» — для хранения в государственном фонде — резерве.

По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляю­щие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйст­венной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фрукто­вые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам по­ставки.

При определении предмета договора контрактации должны быть указаны наименование, количество, ассортимент, качество сельскохозяйственной про­дукции.

Условия договора контрактации о количестве определяются в порядке, преду­смотренном ст. 465 ГК, об ассортименте — ст. 467 ГК. Однако при этом должны учитываться особенности предмета договора. Так, количество сельскохозяйствен­ной продукции различных наименований, подлежащее передаче, может быть оп­ределено не в точных размерах (тоннах и др.), а выражено в двух предельных цифрах — наименьшей и наибольшей, т.е. «от и до», и оговорено, что заготови­тель (покупатель) — контрактант не вправе отказаться от принятия наибольшего количества, а производитель (продавец) сельскохозяйственной продукции имеет право сдать наименьшее количество из указанного в договоре. Такое согласова­ние количества («от и до») не противоречит ст. 465 ГК, допускающей определе­ние количества не только в единицах измерения или в денежной сумме, но и пу­тем согласования порядка его определения[14].

Условие об ассортименте передаваемой сельскохозяйственной продукции яв­ляется для договора контрактации существенным (ст. 537 ГК). Следовательно, если условие об ассортименте в договоре контрактации не определено, договор не считается заключенным. В этом случае производитель не вправе ссылаться на п. 2 ст. 467 ГК и определять ассортимент в одностороннем порядке.

Качество продукции должно соответствовать стандартам, техническим усло­виям, требованиям правил ветеринарного и санитарного надзора, экологической чистоты продукции. Договором контрактации может быть установлено условие о более высоком уровне качества по сравнению со стандартами. Так, при установ­лении условий по качеству в договор могут быть включены вопросы о химиче­ском составе продукции, т.е. о неиспользовании определенных химических доба­вок, ускоряющих выращивание (производство) продукции, но отрицательно влияющих не только на вкусовые качества, но и на полезность и безопасность сельскохозяйственной продукции для потребителя.

Сроки передачи сельскохозяйственной продукции являются существенным ус­ловием договора и предусматриваются в договоре с учетом времени созревания культур, условий производства, переработки и хранения продукции. Поскольку сельскохозяйственная продукция зачастую бывает скоропортящейся, то сдача за­готовителю или приемка ее непосредственно в хозяйстве производителя осущест­вляется по графикам, являющимся неотъемлемой частью договора. Сроки или периоды передачи продукции устанавливаются в договоре в соответствии со ст. 457 ГК.

Цена договора. В § 5 главы 30 ГК, посвященной договору контрактации, не упоминается об обязанности заготовителя оплатить полученную им сельскохо­зяйственную продукцию. Поэтому применительно к общему договору контракта­ции следует руководствоваться диспозитивной нормой ст. 516 ГК о расчетах за поставляемые товары по договору поставки и ст. 458 и 486 ГК о договоре купли- продажи. Таким образом, цена в договоре контрактации не относится (как и для договора купли-продажи) к существенным условиям (ст. 485 ГК). Оплата произ­водится по свободно согласованным в договоре ценам, причем возможно условие предоставления аванса[15].

Договор контрактации должен быть заключен в письменной форме, несоблю­дение которой влечет недействительность договора контрактации.

Содержание договора контрактации. Сельскохозяйственному товаропроизво­дителю и заготовителю, закупающему сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо переработки, в соответствии с гражданским зако­нодательством предоставляется возможность приобретать и осуществлять при­надлежащие им гражданские права своей волей (п. 2 ст. 1 ГК) и по своему ус­мотрению (п. 1 ст. 9 ГК), поэтому любой из них имеет право на заключение договора контрактации.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан произвести с соблю­дением определенных технологических, агротехнических и экологических требо­ваний определенную в договоре контрактации сельскохозяйственную продукцию и осуществить ее передачу заготовителю (контрактанту) в определенных догово­ром количестве и ассортименте с соблюдением условий о качестве.

Производитель обязан соблюдать агротехнические требования при выращива­нии сельскохозяйственных культур и все ветеринарные и иные требования при откорме скота и птицы, при производстве молока и т.д.

Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специ­альными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождествен­ны обязанностям покупателя по договору поставки и состоят в оплате закупае­мой продукции и ее приемке. Поскольку в данных правоотношениях слабой сто­роной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя возлагаются дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обя­зан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее на­хождения и обеспечить ее вывоз.

Это правило о выборке товаров заготовителем-покупателем предусмотрено для снижения расходов производителя по исполнению договора контрактации и может быть изменено по соглашению сторон.

Если стороны отступили от общего правила, предусмотренного п. 1 ст. 536 ГК, и предусмотрели обязанность производителя доставить продукцию по месту нахождения заготовителя (или иное указанное им место), последний обязан ее принять. Основаниями отказа от принятия поставленной продукции могут слу­жить ее несоответствие условиям договора либо нарушение производителем усло­вия о сроке передачи продукции.

В договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществ­ляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию произво­дителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п. 3 ст. 536 ГК).

Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязатель­ство либо ненадлежащим образом исполнивший его, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК).

В качестве диспозитивной нормы ГК (п. 3 ст. 401) устанавливает, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие не­преодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Однако законом или договором может быть предусмотрено на­ступление ответственности только при наличии вины. Такое основание ответст­венности, т.е. ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств только при наличии вины, установлено для производителя сельско­хозяйственной продукции как стороны в договоре контрактации.

Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйст­венной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, ес­ли докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанно­стей по договору.

Заготовитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответст­венности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение яви­лось результатом непреодолимой силы.

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора кон­трактации наступает в форме возмещения потерпевшей стороне убытков или уп­латы неустойки.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательств в натуре, если иное не предусмотрено договором контрактации.

Особо регулируются отношения контрактации для государственных нужд. За­купка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд — это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последую­щей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгод­ных договорных условиях (ст. 1 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государствен­ных нужд»). В Российской Федерации существует два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия. Первый уровень — для федеральных государственных нужд (феде­ральный фонд) и второй — для региональных государственных нужд (региональ­ные фонды).

Смотрите еще:  Заявление на сальдо

При этом под закупкой сельскохозяйственной продукции понимается приоб­ретение государством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под поставкой — дого­ворные отношения между товаропроизводителями (поставщиками) и покупате­лями (потребителями) готовой для использования сельскохозяйственной продук­ции и продовольствия.

Государственные нужды определяются исходя из потребностей Российской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продо­вольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государст­венных нужд осуществляются для выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных про­грамм, направленных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных ре­зервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для формирования федеральных и региональ­ных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия опреде­ляют на конкурсной основе государственных заказчиков с заключением в после­дующем с победителем конкурса договора о наделении правами государственного заказчика.

В соответствии с договором о наделении правами государственного заказчика государственный заказчик принимает на себя обязательства от своего имени, но по поручению и за счет Российской Федерации (субъекта Федерации) заключить государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции в госу­дарственные продовольственные фонды, а также совершать юридические дейст­вия в связи с их исполнением, а Российская Федерация (субъект Федерации) уп­латить государственному заказчику вознаграждение за выполнение принятых на себя обязательств.

Размещение государственного заказа среди сельскохозяйственных товаропро­изводителей и согласование существенных условий государственного контракта осуществляются государственным заказчиком в пределах объемов, по ценам и в соответствии с существенными условиями, устанавливаемыми исполнительным органом Российской Федерации (субъектом Федерации).

В целях формирования федерального и региональных фондов сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия Правительство Российской Федера­ции и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации опреде­ляют объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года и доводят их до государственных заказчиков.

Исходя из федеральных и региональных потребностей государственные заказ­чики не позже чем за три месяца до начала каждого года доводят до сельскохо­зяйственных товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Правительство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей- поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия по гарантированным ценам. Доведенные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.

Государственный контракт заключается государственным заказчиком от сво­его имени, но в интересах и за счет бюджетных средств Российской Федерации (субъекта РФ), в нем определяются объемы, ассортимент, качество, порядок за­купки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сель­скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественная ответственность сторон. Обязанной стороной перед това­ропроизводителями по государственному контракту является государственный заказчик.

Заключение договора на закупку сельскохозяйственной продукции для госу­дарственных нужд, как правило, проводится путем проведения открытого кон­курса. Ему предшествует квалификационный отбор товаропроизводителей, в ходе которого дается оценка квалификации и надежности каждого участника. Целью проведения конкурса является не квалификационный отбор поставщиков, а ус­ловия (о количестве закупаемой продукции, ее ассортименте, качестве, ценах,

сроках закупки, порядке расчетов) предлагаемого к заключению договора на за­купку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Договор на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению сторон, и не может быть расторг­нут в последующем одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в договоре на момент расчета цены на закупаемую и по­ставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для госу­дарственных нужд индексируются с учетом инфляции. При этом Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции расте­ниеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства — выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства (п. 4 ст. 6 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд»).

Расчеты юридических лиц (заготовителей с производителями), находящихся на территории Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы, если иной порядок не предусмотрен в договорах контрактации.

Нарушение обязательств со стороны товаропроизводителя может выражаться в непоставке продукции, просрочке поставки, а также в передаче продукции, не соответствующей условиям договора.

Ответственность государственного заказчика наступает за просрочку аванси­рования закупаемой сельскохозяйственной продукции, несвоевременное приня­тие продукции, несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохо­зяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Законодатель устанавливает достаточно жесткий режим ответственности сто­рон по договору на закупку сельскохозяйственной продукции для государст­венных нужд, предусмотрев в императивных нормах ст. 8 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд» высокие размеры штрафных санкций, следующее: • за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства по­требители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей (поставщиков) в размере 2% суммы несвоевременно оплаченной продук­ции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. Взыскание пени производится в безакцептном по­рядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5% суммы взысканной пени (п. 7 ст. 8). Названные меры имущественной ответственности носят штрафной характер и подлежат взысканию сверх причиненных убытков, кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено государственным контрактом.

Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неис­полнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвы­чайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные об­стоятельства) , которые стороны не могли предвидеть и предотвратить.

Таким образом, договор на закупку сельскохозяйственной продукции для го­сударственных нужд — это договор, заключаемый в целях формирования госу­дарственных продовольственных фондов на основе заказа государственного за­казчика, по которому сельскохозяйственный товаропроизводитель обязуется про­извести сельскохозяйственную продукцию и передать ее государственному заказ­чику, а государственный заказчик обязуется оплатить поставляемую продукцию, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства — винов­ная сторона возмещает другой стороне убытки и несет иную ответственность.

Похожие статьи:

  • Ук рк статья 178 часть 2 Ук рк статья 178 часть 2 Сайт создан в рамках проекта "полезные ресурсы" Мы собираем полезную информацию со всего интернета, и предоставляем её пользователям. статья 178 часть 2 ук рк […]
  • Заявление на увольнение по соглашению сторон с выплатой Образец заявления на увольнение по соглашению сторон Существует несколько способов уволиться с рабочего места. Обычно, если работник хочет уйти сам, то его увольняют по собственному […]
  • Как открыть спор на пайпале Как открыть спор на пайпале Оригинал статьи автора MaryKo и ее обсуждение вы можете прочитать на нашем форуме FAQ: как открыть диспут на PayPal если вы это читаете, значит пришло время […]
  • Мировой суд обручевский СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 212 ОБРУЧЕВСКОГО РАЙОНА (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Телефон суда: (495) 735-82-10 ; адрес суда Обручевского района смотрите ниже. Разрешение юридических […]
  • Ст 1533 коап рф судебная практика Ст 1533 коап рф судебная практика I. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1. Вопрос: […]
  • Приказ путина об увольнении Путин подписал указ об увольнении 15 генералов Указ об увольнении 15 генералов силовых ведомств подписал в минувший вторник президент России Владимир Путин. Об этом сообщает официальный […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.