Дисциплинарная ответственность прокуроров

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей

Дисциплинарные взыскания налагаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника (ст. 41 7 Закона о прокуратуре).

Виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме на прокурорских работников, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания на работников Следственного комитета при прокуратуре РФ в полном объеме.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей закреплены в Законе о прокуратуре.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Прокуратура РФ имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.

Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РСФСР «О милиции». Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Дисциплина в прокуратуре

(Стрельников В.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 29)

ДИСЦИПЛИНА В ПРОКУРАТУРЕ

Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

Дисциплинарная ответственность — это основной вид ответственности государственных служащих. Привлечение к ней сотрудников прокуратуры не только является важным с точки зрения обеспечения соблюдения дисциплины среди них, но и опосредованно влияет на обеспечение законности в стране. Рассмотрим особенности привлечения к дисциплинарной ответственности прокурорских работников.

Особый статус — особые наказания

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и выступает в качестве основного вида ответственности государственных служащих. Ей присущи две основные особенности. Во-первых, она распространяется только на физических лиц. Во-вторых, характерной чертой дисциплинарной ответственности является наличие специальной связи между лицом, совершившим дисциплинарный проступок, и лицом, юридически обязанным на этот проступок реагировать . ——————————— Сорокин В. Д. Административный процесс. СПб., 2000.

В литературе специалисты отмечают, что дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников) . ——————————— Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996.

Говоря конкретно об ответственности служащих прокуратуры, можно утверждать, что дисциплинарная ответственность является одним из составляющих элементов правового статуса сотрудника прокуратуры и важным средством обеспечения законности и дисциплины. Согласно ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: — замечание; — выговор; — строгий выговор; — понижение в классном чине; — лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; — лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; — предупреждение о неполном служебном соответствии; — увольнение из органов прокуратуры. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: — замечание; — выговор; — увольнение по соответствующим основаниям. Как видно, Закон N 2202-1 предусматривает более широкий круг дисциплинарных взысканий. Это обусловлено спецификой службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Из содержания приведенных дисциплинарных взысканий усматривается, что большинство из них за исключением увольнения носят моральный характер и оказывают воздействие исключительно на лицо, подвергнутое им.

Общепризнанно, что основанием для применения любого вида юридической ответственности является совершение виновным субъектом правонарушения. Основанием для применения мер дисциплинарной ответственности будет совершение должностным лицом специфического правонарушения — должностного проступка. В ТК РФ под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей (ст. 192). Рассматривая имеющиеся в юридической литературе подходы к определению понятия дисциплинарного проступка, можно заключить, что дисциплинарный проступок — это не влекущее уголовной ответственности противоправное, виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение должностным лицом обязанностей по службе. ——————————— Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996; Бахрах Д. Н. Дисциплинарное принуждение // Правоведение. 1985. N 3. С. 17 — 23; Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1998.

На наш взгляд, содержание дисциплинарной ответственности тесно связано с морально-этическими требованиями, предъявляемыми к государственному служащему, к числу которых относится дисциплинированность. Еще в 1888 году Н. Куплевасский писал: «Дисциплинарное разбирательство часто не имеет в виду взыскание за проступок, а имеет в виду разрешение спорного вопроса — совместимо ли данное положение служащего лица с обязанностями службы или же нет. Под дисциплинарными взысканиями разумеются такие, которые налагаются или для того, чтобы направить данное должностное лицо на путь, требуемый его долгом, то есть с целью улучшения его для государственной службы, или же в крайних случаях для того, чтобы очистить среду должностных лиц путем удаления из нее лиц, по нравственным качествам непригодных» . ——————————— Куплевасский Н. О. Государственная служба в теории и в действующем праве Англии, Франции, Германии и Цислейтанской Австрии. Харьков, 1888.

По справедливому замечанию В. Кулапова и И. Сенякина, дисциплина в отличие от законности содержит требования не только правовых, но и моральных, этических норм . Кроме того, данное положение корреспондирует с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» , где отмечается, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. ——————————— Кулапов В. Л., Сенякин И. Н. Теория государства и права. Саратов, 1999. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30.

Нарушение законности и дисциплины сотрудниками прокуратуры оказывает негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности органов прокуратуры, дискредитирует прокуратуру в глазах населения. Поэтому первостепенное значение придается вопросам соблюдения сотрудниками служебной дисциплины и законности, от решения которых во многом зависит степень доверия граждан к данной структуре. Как уже отмечалось, в качестве одного из видов дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам органов и учреждений прокуратуры, является понижение в классном чине. Классный чин работника прокуратуры характеризует должность и все то, что с нею связано, например такое существенное условие труда, как оплата. По сути дела, понижение в классном чине ведет к переводу на нижеоплачиваемую работу, которая совершается без согласия работника. Однако понижение в должности (то есть фактически перевод на другую работу) как средство поддержания дисциплины (в том числе в системе государственной службы) считается в соответствии с международными нормами формой принудительного труда. Так, в ст. 2 Конвенции Международной организации труда N 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (Женева, 28 июня 1930 г.) под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Статья 1 Конвенции Международной организации труда N 105 «Об упразднении принудительного труда» (Женева, 25 июня 1957 г.) обязывает каждого члена Международной организации труда, ратифицировавшего настоящую Конвенцию, упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины. Кроме того, в Российской Федерации принудительный труд запрещен Конституцией (п. 2 ст. 37). В. Тимофеев, рассматривая вопрос о дисциплинарных наказаниях, отмечает, что такая мера, как понижение в классном чине, либо совсем не применяется, либо применяется в единичных случаях. Действующие нормативные акты, регламентирующие прохождение службы в прокуратуре, не закрепляют механизма его реализации. Законодательно не закреплено, вправе ли прокурор субъекта Федерации понижать классный чин работника, если он присвоен не его приказом, а приказом Генерального прокурора РФ. Также не установлено, на какой срок действует данный вид взыскания, возможно ли его применение к лицу, имеющему самый низший классный чин. Автором предлагается исключить данный вид дисциплинарной ответственности из перечня, приведенного в ст. 41.7 Закона N 2202-1, и предусмотреть в качестве дисциплинарного наказания понижение в должности, разработав при этом порядок его применения . ——————————— Тимофеев В. Нужен новый вид дисциплинарной ответственности // Законность. 2006. N 3.

Смотрите еще:  Какие пособия при усыновлении ребенка

На наш взгляд, можно согласиться с мнением В. Тимофеева об исключении из данного Закона указанного вида дисциплинарного наказания, поскольку эффективность его применения в действительности сомнительна. Приведенный выше перечень дисциплинарных взысканий способен объективно влиять на регулирование служебных отношений в современных органах и учреждениях прокуратуры, снижение количества проступков. Однако нам представляется, что нет необходимости законодательно закреплять такой вид дисциплинарной ответственности, как понижение в должности, поскольку это противоречит международным нормам.

Кто и как полномочен наказывать

Рассматривая вопрос о наложении дисциплинарных взысканий, необходимо определить круг должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями. Так, в соответствии со ст. 41.7 Закона N 2202-1 организационно полномочия по привлечению к дисциплинарной ответственности распределены следующим образом. Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, им определяются полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации». В соответствии с п. 2.1 ст. 41.7 данного Закона председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания на работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в полном объеме. Он определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» в соответствии со ст. 41.7 Закона N 2202-1 допускается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Лишение названного нагрудного знака допускается только по приказу Генерального прокурора Российской Федерации. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность. Как правило, данная их компетенция распространяется на технический персонал прокуратур. Полномочия этих прокуроров по привлечению к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников реализуются следующим образом. При обнаружении совершения этими лицами проступка прокурор составляет рапорт, в котором излагает сущность допущенного нарушения с предложением о привлечении к дисциплинарной ответственности. Данный рапорт направляется прокурору субъекта Федерации, к нему могут быть приобщены материалы, подтверждающие совершение дисциплинарного проступка. Необходимо отметить, что наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации (п. 5 ст. 41.7 Закона N 2202-1). Прокурор, разрешающий вопрос о наложении дисциплинарного взыскания, обязан лично разобраться в совершенном проступке и получить письменное объяснение от совершившего его лица. Дисциплинарные взыскания применяются, когда исчерпаны или в связи с тяжестью проступка не могут быть применены другие меры воздействия . ——————————— Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Ю. И. Скуратова. М., 1996.

Дисциплинарное взыскание на прокурорского работника налагается непосредственно после обнаружения проступка. Однако понятие должностного проступка применительно к работникам прокуратуры Закон N 2202-1, к сожалению, не определяет. Как показывает практика, привлечение к дисциплинарной ответственности оперативных работников прокуратуры допускается не столько за нарушение прокурорской этики, сколько за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, выразившихся в недостатках и упущениях при осуществлении того или иного вида надзора, поддержании государственного обвинения в суде, а также за нарушения действующего законодательства в работе.

20. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ. МЕРЫ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

20. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ. МЕРЫ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Дисциплинарные взыскания налагаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника (ст. 41 7 Закона о прокуратуре).

Виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме на прокурорских работников, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания на работников Следственного комитета при прокуратуре РФ в полном объеме.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей закреплены в Законе о прокуратуре.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Прокуратура РФ имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.

Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РСФСР «О милиции». Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Смотрите еще:  Приказ 1115 н

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников

Прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за: неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий;

несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и настоящим Положением;

нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры.

За совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных пунктом 52 настоящего Положения, на прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

понижение в должности на срок до шести месяцев;

лишение нагрудного знака органов прокуратуры;

освобождение от занимаемой должности (увольнение);

освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.

При выборе дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение прокурорского работника на службе в органах прокуратуры.

Руководитель органа прокуратуры до применения дисциплинарного взыскания обязан затребовать письменное объяснение прокурорского работника. При необходимости назначается и проводится служебная проверка по факту совершения дисциплинарного проступка.

За один и тот же дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Руководители органов прокуратуры привлекают к дисциплинарной ответственности прокурорских работников в пределах полномочий, предусмотренных статьей 55 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».

В случае, если степень тяжести проступка требует наложения на прокурорского работника дисциплинарного взыскания, которое не имеет права налагать данный прокурор, он обращается с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору.

Дисциплинарное взыскание в виде понижения в классном чине, который присвоен Президентом Республики Беларусь, налагается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора, в других случаях – Генеральным прокурором по представлению его заместителей, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора.

Восстановление прокурорского работника в классном чине государственного советника юстиции 1 класса производится решением Президента Республики Беларусь, в том числе по ходатайству коллегии Генеральной прокуратуры, а государственного советника юстиции 2 и 3 класса – по представлению Генерального прокурора.

Восстановление прокурорского работника в классном чине до старшего советника юстиции включительно производится Генеральным прокурором по представлению его заместителей, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора.

Дисциплинарное взыскание в виде понижения в классном чине может быть снято досрочно в порядке поощрения, что влечет за собой восстановление прокурорского работника в классном чине.

До восстановления прокурорского работника в прежнем классном чине повторное понижение в классном чине не допускается.

Время пребывания прокурорского работника в пониженном классном чине в срок пребывания в восстановленном классном чине не засчитывается, за исключением случаев незаконного или необоснованного понижения в классном чине.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни прокурорского работника, нахождения его в отпуске, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам служебной проверки, проведенной уполномоченным структурным подразделением соответствующего органа прокуратуры, – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу и ведения административного процесса.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом, который объявляется прокурорскому работнику под роспись в пятидневный срок и прилагается к его личному делу.

Вышестоящий прокурор имеет право отменить наложенное дисциплинарное взыскание, наложить другое менее или более строгое дисциплинарное взыскание, обосновав в приказе свое решение. Усиление дисциплинарного взыскания может быть проведено с соблюдением сроков, установленных пунктом 59 настоящего Положения.

Если в качестве дисциплинарного взыскания было применено понижение в должности на срок до шести месяцев, освобождение от занимаемой должности (увольнение) либо освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина, то, признав такое взыскание незаконным, вышестоящий прокурор издает приказ о восстановлении прокурорского работника в прежней должности (классном чине) и выплате ему средней заработной платы за время вынужденного прогула со дня увольнения или разницы в заработной плате за время работы на пониженной должности, но не более чем за два года.

Прокурорский работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания в отношении его не будет применено новое дисциплинарное взыскание, а также при досрочном снятии дисциплинарного взыскания.

При погашении или снятии дисциплинарного взыскания в виде лишения нагрудного знака органов прокуратуры нагрудный знак прокурорскому работнику не возвращается, за исключением случаев незаконного или необоснованного его лишения.

В отношении военных прокуроров руководителями органов прокуратуры применяются меры поощрения и налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящей главой, за исключением связанных с присвоением, лишением классного чина и понижением в классном чине.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 8 ; Нарушение авторских прав

29. Дисциплинарная ответственность прокурора

29. Дисциплинарная ответственность прокурора

За нарушение своего долга, проступки, порочащие честь работника прокуратуры, за пренебрежение своими обязанностями или ненадлежащее их исполнение каждый прокурорский работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, которое избирается и налагается руководителями учреждений и органов прокуратуры.

Основные виды дисциплинарных взысканий:

1. Замечание, выговор, строгий выговор.

2. Понижение в классном чине.

3. Лишение знаков отличия «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

4. Вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии.

5. Увольнение из органов прокуратуры.

Замечания, выговоры, строгие выговоры имеют право налагать на провинившегося прокурорского работника любые вышестоящие прокуроры – районные, городские и выше. Также районные, городские и приравненные к ним прокуроры обладают правом увольнять тех работников, которые ими же были назначены на должность.

Все дисциплинарные взыскания имеют право налагать на назначаемых ими работников прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним, а также ректоры образовательных и научных учреждений, подведомственных прокуратуре. Исключением является лишение знака «Почетный работник прокуратуры РФ», которое может применяться исключительно с согласия Генерального прокурора. Также требуется санкция Генерального прокурора в том случае, когда в качестве дисциплинарного взыскания руководителями прокуратур избирается увольнение работника, награжденного знаком «Почетный работник прокуратуры РФ».

Генеральный прокурор наделен правом налагать все перечисленные выше дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное взыскание должно налагаться немедленно после обнаружения проступка, по крайней мере не позднее одного месяца с момента выявления нарушения. Если с момента совершения проступка до дня его обнаружения прошло более 6 месяцев (2 лет – при обнаружении в ходе ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности), взыскание не накладывается.

9.4. Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников. Уголовная и административная ответственность прокуроров

Поощрение прокурорских работников регламентируется ст. 41.6 Закона о прокуратуре. Условиями применения поощрения являются:

  • – примерное исполнение работниками своих профессиональных обязанностей;
  • – продолжительная и безупречная служба;
  • – выполнение заданий особой важности и сложности.

Законом установлены следующие виды поощрения: объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; занесение на Доску почета, в Книгу почета; выдача денежной премии; награждение подарком; награждение ценным подарком; награждение именным оружием; присвоение классного чина досрочно или на ступень выше очередного; награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами.

Согласно п. 3 ст. 41.6 Закона о прокуратуре Генеральным прокурором РФ могут устанавливаться дополнительные виды поощрений. Применение к прокурорскому работнику мер поощрения влечет предоставление ему дополнительных гарантий, оказание материальной и социальной поддержки, возможность продвижения по службе.

Порядок и условия награждения нагрудными знаками «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» и «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются в соответствующих Положениях, утверждаемых Генеральным прокурором РФ. Так, Положением о нагрудном знаке «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», утвержденным приказом Генерального прокурора от 10 января 2007 г. № 1, определен порядок награждения данным нагрудным знаком и установлены следующие условия: нагрудный знак может получить работник, проработавший в системе прокуратуры не менее 10 лет и отличившийся образцовым исполнением служебных обязанностей; устанавливается процентная надбавка к должностному окладу и доплате за классный чин. Согласно данному приказу награжденный имеет право на досрочное присвоение классного чина по занимаемой должности или на один чин выше положенного по занимаемой должности, а также преимущественное право на предоставление или улучшение жилой площади, распределяемой органами прокуратуры. Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры на работника, награжденного нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть реализовано только с согласия Генерального прокурора РФ.

Смотрите еще:  Системные требования на fallout new vegas

Генеральный прокурор РФ может применять все вышеуказанные поощрения к лицам, не являющимся работниками органов и учреждений прокуратуры, но оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры.

Статья 41.7 Закона о прокуратуре устанавливает основания для наложения дисциплинарного взыскания, а также особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, что означает неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Дисциплинарными взысканиями являются:

  • – замечание;
  • – выговор;
  • – строгий выговор;
  • – понижение в классном чине;
  • – лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
  • – лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
  • – предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • – увольнение из органов прокуратуры.

Дисциплинарные взыскания налагаются прокурорами – руководителями прокуратур. Объем прав по наложению дисциплинарных взысканий зависит от статуса прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме и в отношении любого из работников прокуратуры. Кроме того, согласно приказу Генерального прокурора РФ от 6 августа 2002 г. № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых иных сферах» он определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников. Так, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры, директоры (ректоры) научных и образовательных учреждений вправе налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначенных на должность Генеральным прокурором РФ (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать на подчиненных работников дисциплинарные взыскания только в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске (в этот период на него не может быть наложено дисциплинарное взыскание); не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Отстранение от должности производится но распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания соответствует общим правилам, предусмотренным ст. 193 Трудового кодекса РФ. Так, например, прежде чем наложить на работника дисциплинарное взыскание, у него должно быть истребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется соответствующий акт и налагается взыскание.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано вышестоящему по статусу прокурору или в суд.

Обладая статусом представителей государственной власти, прокуроры находятся под особой защитой государства. Для них определен специальный порядок привлечения к уголовной и административной ответственности (ст. 42 Закона о прокуратуре, гл. 52 УПК РФ). Любая проверка сообщения о факте правонарушения является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении его уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся СК России в порядке, установленном УПК РФ.

Задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого транспорта допускается лишь в двух случаях: во-первых, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (например, личный досмотр и досмотр багажа на воздушном транспорте, таможенный досмотр): во-вторых, когда прокурор или следователь задержан при совершении преступления.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела они отстраняются от должности. Это делается прежде всего в целях обеспечения условий объективного разбирательства, нейтрализации возможного воздействия данного прокурорского работника на ход и результаты расследования. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Производство по уголовному делу в отношении прокурора или следователя осуществляется в особом порядке, предусмотренном гл. 52 УПК РФ («Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц»). Согласно ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Председателем СК России на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей ВС РФ, принятого по представлению Президента РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.

В отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров уголовное дело возбуждается руководителем следственного органа СК России по субъекту РФ, а в отношении вышестоящих прокуроров – Председателем СК России или его заместителем (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Что касается порядка привлечения прокуроров к административной ответственности, то ни в КоАП РФ, ни в Законе о прокуратуре он прямо не предусмотрен, что вызывает затруднения на практике. В связи с этим данный пробел в административном законодательстве нуждается в устранении. До этого времени следует исходить из общих положений порядка привлечения к административной ответственности с учетом той особенности правового статуса прокуратуры, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, в соответствии со ст. 42 Закона о прокуратуре является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Похожие статьи:

  • Нотариус кемеровского Нотариусы Кемерово +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, […]
  • П 41 федеральный закон Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 16 […]
  • Нотариус кызыл Нотариусы Кызыл +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, […]
  • Совместный приказ мвд Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 29 августа 2018 г. № 178/565 “Об утверждении Порядка оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям […]
  • Сколько минимальная пенсия в татарстане В Татарстане установили величину прожиточного минимума пенсионера на 2019 год В 2019 году величина прожиточного минимума пенсионера в Татарстане составит 8 232 рубля. Соответствующий […]
  • Приказ о зачислении в ноу Приказ о зачислении на очную форму обучения в НОУ ВПО ИМТП на 2014-2015 учебный год метро «Кунцевская», «Пионерская», «Славянский бульвар», ст. ж. д. «Кунцево» Тел.: + 7 (968) 617-78-78 […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.