Бюджетное правонарушение состав

Оглавление:

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения.

«Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может. Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

Контрольные вопросы

1. Понятие бюджетного правонарушения.

2. Виды бюджетных правонарушений.

3. Признаки бюджетного правонарушения.

4. Состав бюджетного правонарушения.

5. Субъект бюджетного правонарушения.

6. Объект бюджетного правонарушения.

7. Субъективная сторона бюджетного правонарушения.

8. Объективная сторона бюджетного правонарушения.

[1] Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература, 1985. С. 135.

Бюджетное правонарушение

Понятие бюджетного правонарушения

Как следует из ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное нарушение характеризуется следующими чертами:

  • противозаконность;
  • специальный субъект;
  • наказуемость в соответствии с гл. 30 БК РФ.

Как и иные правонарушения в финансовой сфере, бюджетные деликты влекут не только применение мер принуждения, предусмотренных БК РФ, но и иных мер ответственности в соответствии с законодательством РФ (например, административных и уголовных наказаний).

Бюджетное правонарушение – допущенное субъектом бюджетных отношений нарушение норм бюджетного законодательства и иных актов бюджетного права, независимо от наступивших последствий.

Правовое регулирование нарушений в бюджетной сфере

Как следует из ст. 2 БК РФ, бюджетное право имеет довольно сложную структуру, в него входят:

  • собственно БК РФ;
  • федеральные законы о бюджете и бюджетах внебюджетных фондов;
  • региональные законы о бюджете и бюджетах территориальных внебюджетных фондов;
  • местные акты о бюджетах;
  • иные федеральные, региональные законы и акты органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;
  • подзаконные нормативные правовые акты (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных и региональных государственных органов).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Именно в данных актах, а также в договорах участников бюджетных отношений, могут содержаться те обязанности, которые возложены на субъекты бюджетного процесса, и за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Стоит заметить, что, несмотря на сложность структуры бюджетного права, положения о бюджетной ответственности могут содержаться только в главах 29 и 30 БК РФ.

Состав бюджетного правонарушения

Как и к любым иным правонарушениям, к бюджетному нарушению применима концепция состава правонарушения.

Состав бюджетного правонарушения – совокупность обязательных элементов нарушения в бюджетной сфере, которые являются основанием для привлечения к ответственности по нормам бюджетного права РФ.

Специфика состава бюджетного правонарушения состоит в том, что:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • оно сконструировано формально, т. е. не включает в качестве обязательного элемента негативные последствия и окончено в момент совершения деяния (например, неперечисления средств бюджетного кредита);
  • не включает в качестве элемента вину лица, нарушившего нормы бюджетного права.

Перечислим элементы бюджетного правонарушения:

  1. Объект. Под объектом правонарушения в бюджетной сфере понимаются общественные отношения, сложившиеся в рамках осуществления бюджетного финансирования. Предметом посягательства нарушителя при этом являются конкретные нормы бюджетного права, которые могут быть предусмотрены не только бюджетным законодательством и нормативными актами, но и бюджетными соглашениями (например, при предоставлении трансфертов).
  2. Объективная сторона. Противозаконное поведение заключается в действии или бездействии уполномоченного участника бюджетных отношений, которое может быть связано с нарушением правил использования бюджетных средств, бюджетных кредитов и межбюджетных трансфертов.
  3. Субъект. Как следует из ч. 2 ст. 306.1 БК РФ, бюджетное правонарушение может совершить не любой субъект права, а только участник бюджетных отношений. Противозаконные действия иных субъектов права в сфере бюджета могут быть наказуемы в соответствии с нормами иной отраслевой принадлежности (административными, уголовными).

Часть 1 ст. 306.1 БК РФ предусматривает следующих субъектов бюджетной ответственности:

  • федеральный, региональный или местный орган в сфере финансов;
  • распорядитель бюджетных средств (в том числе главный);
  • получатель бюджетных средств;
  • главные администраторы доходов/источников финансирования дефицита бюджета.

Меры юридической ответственности за бюджетные правонарушения

Специфика бюджетно-правовой ответственности состоит в том, что допущенное нарушение карается либо финансовыми, либо административными санкциями.

Частью 2 ст. 306.2 БК РФ предусматриваются такие санкции, как:

  • взыскание суммы предоставленных средств или платы за их пользование, пеней;
  • приостановление или сокращение межбюджетных трансфертов;
  • сокращение полномочий правонарушителя.

Отметим, что взыскание любых денежных средств осуществляется в бесспорном порядке путем списания со счетов субъекта-правонарушителя.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Для применения бюджетно-правовой ответственности необходимы основания. Бюджетно-правовая ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетно-правовой ответственности является бюджетное правонарушение.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит следующие наиболее важные признаки бюджетного правонарушения:
• противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;

• виновность, означающая, что бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БК не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;
• наказуемость деяния, предполагающая, что совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.

Для привлечения субъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

Бюджетное правонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений. По своей структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правовая категория и раскрывает эту сложную структуру. Напомним, что полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме «объект — объективная сторона — субъективная сторона — субъект». К элементам же состава бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

Смотрите еще:  Заявление о признании гражданина умершим

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК, а также в иных его нормах и федеральных законах. Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.

Субъектами бюджетных правонарушений являются участники бюджетного процесса. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена также в КоАП и УК, на что имеются соответствующие ссылки в БК.

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.

Как выше отмечалось, бюджетное законодательство не содержит прямых указаний на виновность правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность может иметь место при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного правонарушения. В этих случаях перед нами, условно выражаясь, «ограниченный состав», который иногда оказывается достаточным основанием бюджетно-правовой ответственности. В этом случае нет «полноценного» состава правонарушения, однако бюджетно-правовая ответственность все же наступает. В подобных ситуациях правильнее говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред.

Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:
• к бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;
• на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Б К;
• на стадии исполнения бюджета, более всех остальных подверженной бюджетным посягательствам, совершаются, например, неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям;
• на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременное представление отчетов об исполнении бюджетов.

Во-вторых, в зависимости от объекта посягательств бюджетные правонарушения можно классифицировать на следующие шесть групп:
• нарушение порядка функционирования бюджетной системы (неисполнение закона (решения) о бюджете);
• нарушение законных прав и интересов получателей бюджетных средств (не пере числение, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей, несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств);
• нарушение доходной части бюджетов (несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений Б бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов);
• нарушение расходной части бюджетов (финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; нецелевое использование бюджетных средств);
• нарушение гарантий выполнения бюджетных обязательств (отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам);
• нарушение порядка составления проектов бюджетов, бюджетных росписей, ведения бюджетной отчетности и счетов (несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России).

10.2. Бюджетное правонарушение

Фактическим основанием для финансовой ответственности является бюджетное правонарушение — виновное нарушение бюджетного законодательства, бюджетного процесса, за которое Бюджетным кодексом РФ установлена ответственность.

Понятия «бюджетное правонарушение» и «нарушение бюджетного законодательства» соотносятся как общее и частное. Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным правонарушением. Между этими двумя правовыми понятиями нельзя ставить знака равенства.

Признаками бюджетного правонарушения являются:

б) противоправность, проявляющаяся в двух аспектах.

Во-первых, бюджетная противоправность состоит в том, что деяние нарушает установленный Бюджетным кодексом РФ порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Во-вторых, противоправность бюджетных правонарушений состоит в их запрещенности Бюджетным кодексом РФ. В Бюджетном кодексе РФ перечислены те деяния, которые являются нарушениями бюджетного законодательства. Особенность же административной и уголовной противоправности составляет то, что нарушения бюджетного законодательства должны быть запрещены соответственно Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Указание в Бюджетном кодексе РФ на то, что конкретное деяние является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой меры административной или уголовной ответственности, не означает, что этим деяниям присуща административная или уголовная противоправность. Так, в ст. 289, 293, 296-303 БК РФ предусмотрена возможность применения мер уголовной ответственности, если перечисленные в этих статьях нарушения содержат признаки состава преступления. Между тем в Уголовном кодексе РФ специальный запрет установлен только в отношении нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

в) виновность. Бюджетный кодекс РФ не называет вину в качестве обязательного признака нарушений бюджетного законодательства. Вместе с тем в публичном праве, в отличие от гражданско-правовых отношений, безвиновная ответственность недопустима. Конституционный Суд Российской Федерации сформировал правовую позицию, в соответствии с которой санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам*(183);

г) совершение дееспособным лицом. Специфика бюджетных правонарушений такова, что субъектами правонарушения могут быть только участниками бюджетного процесса, обладающими финансово-правовой правосубъектностью с момента своего создания;

д) наказуемость. Бюджетные правонарушения запрещены под угрозой применения санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

бюджетная система Российской Федерации;

перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня;

бюджетный процесс в Российской Федерации.

Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия).

Субъекты нарушений бюджетного законодательства — это непосредственные участники бюджетных правоотношений, к которым принято относить территориальные субъекты бюджетного права, органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение бюджетов, и лица, их возглавляющие.

Субъективная сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Анализ норм бюджетного законодательства и исследований указанных вопросов позволяет отметить, что бюджетное право не считает субъективное состояние правонарушителя обязательным основанием ответственности, т.е. состав бюджетного правонарушения обладает своеобразной трехэлементной структурой: объект, объективная сторона, субъект. Несмотря на то что бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, как и, например, их несвоевременный возврат, могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

Бюджетные правонарушения в качестве основания бюджетно-правовой ответственности

Для того, чтобы применить бюджетно-правовую ответственность, необходимо иметь соответствующие основания. Ответственность в бюджетно-правовой сфере может наступить из-за того, что не исполняется (либо некорректно исполняется) порядок составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения бюджета и контролирование его исполнения, установленные бюджетными законодательствами. На основании этого можно сказать, что причиной привлечения субъектов к бюджетно-правовой ответственности служит факт наличия бюджетных правонарушений.

Бюджетными правонарушениями являются общественно-опасные, противоправные деяния, которые запрещены на уровне бюджетного законодательства Российской Федерации. Они могут являться причиной для применения к правонарушителям принудительных мер.

Смотрите еще:  Управление автомобилем без документов штраф

В данном перечне содержатся важнейшие признаки бюджетных правонарушений:

  1. Факт противоправности, который может выражаться нарушением установок, указанных в бюджетном законодательстве. Общественной опасностью бюджетных правонарушений является причинение умышленного вреда таким организациям, как государство и общество.
  2. Факт виновности, означающий, что бюджетные правонарушения совершаются предумышленно или случайно. Необходимо учесть тот факт, что указанные признаки не во всех случаях могут являться обязательными при составлении характеристики бюджетных правонарушений. В 28 главе Бюджетного кодекса не указывается обязательность установления вины правонарушителей на время того, как в их отношении применяются принудительные меры. Инструкция порядка того, как Федеральным казначейством применяются принудительные меры относительно правонарушителей БЗ РФ, вводит также бюджетные ответственности субъектов, которые напрямую невиновны в том, что было совершено бюджетное правонарушение. В случае, если субъекты, которые нарушили законодательство, это бюджетные учреждения, то несение субсидиарной ответсвенности насчет обязательств, которые вытекают на основании факта нарушения правил, полностью лежит на главном распорядителе средств федеральных бюджетов. К нему могут применяться такие принудительные меры, как изменение или уменьшение бюджетного объема тех средств, которые были утверждены на соответствующие финансовые года, но израсходовались не в соответствии с целевым назначением.
  3. Факт наказуемости деяний — совершение бюджетных правонарушений может повлечь за собой применение бюджетно-правовых санкций.

Для того, чтобы привлечь субъекта, вовлеченного в бюджетные отношения, к бюджетно-правовой ответственности, нужно иметь состав бюджетных правонарушений в качестве частных случаев финансовых правонарушений.

Понятия в бюджетных правонарушений

Бюджетные правонарушения — это юридический факт, влекущий за собой появление охранительного правоотношения. Бюджетные правонарушения являются сложными образованиями. По своей структуре бюджетное правонарушение является сложным образованием. Финальные составы финансовых правонарушений могут констатироваться на основе схемы: от объекта к объективной стороне, от нее к субъективной стороне, а от субъективной — к субъекту. Составными элементами бюджетных правонарушений, сумма которых привлекает правонарушителей к несению наказания, являются объекты, объективные стороны и субъекты.

Объектами бюджетного правонарушения является наличие общественных отношений на основе того, как составляются и рассматриваются проекты бюджета, его утверждение, исполнение, контроль исполнения.

Объективная сторона состоит из вреда, который был причинен правонарушением, наличие противоправных действий в поведении правонарушителей и наличие причинной связи поведения и вреда. Объективные стороны бюджетных правонарушений состоят в том, что совершаются противоправные действия, список которых изложен в 283 статье Бюджетного Кодекса РФ. Ежегодно принимаются законы федерального бюджета, где также можно найти перечень противоправных деяний относительно сферы бюджета.

Субъект бюджетного правонарушения — территориальный субъект, пользующийся бюджетным правом или орган гос. власти и местного управления. Полную ответственность за нарушение бюджетного кодекса несут юридические и физические должностные лица (эти правила можно найти в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации, которые также содержат ссылки на соответствующие статьи в Бюджетном кодексе).

Субъективной стороной в бюджетных правонарушениях являются психические отношения субъектов к действиям или бездействиям идущим против законодательства и их непосредственные последствия. Бюджетное право предусматривает виновные и безвиновные ответственности.

Как упоминалось ранее, в бюджетном законодательстве не содержатся прямые указания виновности или невиновности правонарушителей. Ответственность на уровне бюджетно-правовых обязательств имеет место в случае, когда отсутствует субъективная сторона бюджетных правонарушений. Таким образом, ограниченные составы правонарушений оказываются достаточными основаниями для несения ответственности на бюджетно-правовом уровне. Но отсутствие полноценного состава правонарушений не освобождает от бюджетно-правовой ответственности. В данной ситуации необходимо обращать внимание не на саму ответственность, а на обязательство возмещения вреда.

Состав бюджетных правонарушений

Бюджетный кодекс содержит около 40 единиц состава бюджетного правонарушения. Статья 283 “Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации” в Бюджетном кодексе содержит около 22 абзацев, перечисляющих некоторые из видов бюджетного правонарушения:

  • факт неисполнения законов(решений) относительно бюджета; факт нецелевого использования средств из бюджета;
  • факт неперечисления средств из бюджета получателю;
  • факт неполного перечисления средств из бюджета получателю;
  • факт несвоевременного перечисления средств из бюджета получателю;
  • факт несвоевременного зачисления денежных средств на счета получателя;
  • факт несвоевременного предоставления отчета или сведений другого характера, которые связаны с бюджетными средствами;
  • факт несвоевременного доведения до лиц, являющихся получателями бюджетных средств, уведомлений, бюджетных ассигнований;
  • факт несвоевременного доведения до лиц, получающих бюджетные средства, уведомлений насчет лимитов бюджетного обязательства;
  • факт несоответствия уведомления бюджетного ассигнования и лимитов, установленных для бюджетного обязательства, которые утверждены расходами и бюджетной росписью;
  • факт несоблюдения обязательных отчислений дохода бюджета государственного внебюджетного фонда или других источников поступления денежных средств в систему бюджета Российской Федерации;
  • факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления денежных средств, которые подлежат зачислениям на бюджетный счет и в государственные внебюджетные фонды;
  • факт несвоевременного представления проекта бюджета и отчета исполнения бюджета;
  • факт отказа от подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо основания, которое может быть установлено в Бюджетном кодексе;
  • факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства, а также несвоевременного осуществления платежа на основании подтвержденных бюджетных обязательств;
  • факт финансирования расхода, который не включен в отчет по бюджету;
  • факт финансирования расхода в размере, который превышает расход, являющийся частью бюджетной росписи и утвержденного лимита;
  • факт несоблюдения нормативов в области денежных трат для оказания услуг государственного или муниципального характера;
  • факт несоблюдения предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расхода на услуги обслуживания государственных и муниципальных долгов, которые установлены в Бюджетном кодексе; факт открытия счета бюджета в филиале кредитной организации, учитывая то, находится ли в наличии на указанной территории Банк России, который может обслужить счет бюджетных систем РФ (указанное основание подтверждается постановлением под номером 12-П);
  • несоблюдение главным распорядителем средств из федеральных бюджетов, который представляет в суде интересы РФ, срока, на который в Министерство Финансов России направляется информация касательно рассмотрения дела в суде, который установлен на основании 2 пункта 242,2 статьи Бюджетного кодекса;
  • факт несвоевременного или неполного исполнения судебных актов, которые предусматривают то, что взыскание обращается в бюджетные средства бюджетных систем России. Данная статья также указывает возможность наличия других оснований на основе Бюджетного кодекса и федеральных законов.

Помимо перечисленных фактов бюджетного правонарушения, присутствующих в Бюджетном кодексе, существует еще и дополнительный перечень:

  • факт нарушения адресных принципов, в соответствии с 39 статьей;
  • факт отсутствия по прошествии периода в 2 месяца после того, как закон бюджета оформленного договора по поводу выделения бюджетной инвестиции, которая предусматривает участие РФ, ее субъекта или муниципальных образований в факте собственности инвестиции субъекта в соответствии с 3 пунктом 80 статьи;
  • факт несоблюдения письменных форм государственных или муниципальных гарантий, в соответствии с 2 пунктом 115 статьи;
  • факт заключения соглашения между Россией и одним из ее субъектов, который нарушает принципы равенства среди субъектов РФ, другими словами тех, которые содержат нормы, являющиеся нарушающими единый порядок отношений федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с 2 частью 132 статьи;
  • факт блокировки или отмены блокировки расхода в отсутствии наличия разрешительных подписей министра финансов в соответствии с 166 статьей;
  • факт несоответствия проектов закона федерального бюджета требованиям в соответствии со 192 статьей Бюджетного кодекса; факт необеспечения возвращения денежных средств, которые размещены на банковском депозине, в федеральные бюджеты и бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с 3 пунктом 236 статьи
  • факт блокировки бюджетных расходов, обеспечение финансами которых не является связанным с определенным условием (в отсутствие фактов относительного нецелевых использований денежных средств из бюджета) в соответсвии с 4 пунктом 231 статьи Бюджетного кодекса РФ.

Классификация видов бюджетного правонарушения

Классификация видов бюджетного правонарушения может осуществляться на различных основаниях.

Например, на какой стадии находится бюджетный процесс, в котором может быть установлено наличие противоправных действий. Исходя из этого, бюджетное правонарушение может быть классифицировано на 4 группы:

  1. Бюджетное правонарушение, совершаемое на этапе, когда только составляются проекты бюджета, является несвоевременным предоставлением проекта бюджета.
  2. Бюджетное правонарушение, совершаемое на этапе, когда рассматривается и утверждается бюджет, является не соблюдением предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расходов для обслуживания государственных или муниципальных долгов, установленных Бюджетным кодексом.
  3. Бюджетное правонарушение на этапе, когда исполняется бюджет:
    • факт неисполнения законов или решений относительно бюджета;
    • факт нецелевого использования средств из бюджета;
    • факт неперечисления средств из бюджета на счета получателей;
    • факт несвоевременного перечисления средств из бюджета на счета получателей;
    • факт несвоевременного предоставления отчета или сведений, которые связаны с исполнением бюджетов;
    • факт несвоевременного доведения до сведения получателей уведомления насчет ассигнований из бюджета;
    • факт несвоевременного доведения до сведения получателей информации по поводу лимитов;
    • факт несоответствия бюджетных росписей законам и решениям бюджета;
    • факт несоблюдения обязательного зачисления бюджетных средств в государственный внебюджетный фонд или других источников бюджетной системы Российской Федерации;
    • факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления денежных средств, которые необходимо зачислить на счет бюджета или государственного внебюджетного фонда;
    • факт отказа подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо оснований, установленных в Бюджетном кодексе;
    • факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства;
    • факт несвоевременного осуществления платежа или подтвержденного бюджетного обязательства;
    • факт финансирования расходов, которые не включены в бюджетные росписи;
    • факт финансирования расходов в размере, который превышает утвержденный лимит бюджетного обязательства;
    • факт несоблюдения норм финансовых трат на оказание государственной или муниципальной услуги;
    • факт открытия бюджетного счета в кредитной организации при условии наличия отделения Банка России.
  1. Бюджетное правонарушение, которое совершается на подготовительном этапе, когда рассматриваются и утверждаются отчеты исполнения бюджета. Бюджетными правонарушениями будут являться действия несвоевременного предоставления отчета касательно исполнения бюджета.
Смотрите еще:  Пасобия как мать одиночка

В зависимости от характера объектов посягательства, бюджетное правонарушение может быть классифицировано на 6 групп:

  1. Факт нарушения порядка функционирования бюджетной системы (факт неисполнения законов или решений касательно бюджета).
  2. Факт нарушения законного права получателей средств из бюджета (факт неперечисления, неполного, несвоевременного перечисления средств из бюджета; факт несвоевременного зачисления или несвоевременного доведения уведомления по поводу бюджетных ассигнований и лимитов бюджетного обязательства).
  3. Факт нарушения доходных частей бюджета (факт несоблюдения обязательств, относительно зачисления дохода бюджета, дохода бюджета государственного внебюджетного фонда или другого поступления в бюджетную систему Российской Федерации; факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления средств, которые подлежат зачислению на бюджетные счета и в государственные внебюджетные фонды).
  4. Факт нарушения расходной бюджетной части (факт финансирования расходов, которые не включены в роспись бюджета; факт финансирования в размере, превышающем включенный в роспись бюджета и утвержденным ЛБО; факт несоблюдения норматива финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; факт несоблюдения предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; факт нецелевого использования средств из бюджета).
  5. Факт нарушения гарантии того, как выполняются бюджетные обязательства (факт отказа от подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо оснований, которые установлены в Бюджетном кодексе; факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства; факт несвоевременного осуществления платежа подтвержденных бюджетных обязательств).
  6. Факт нарушения порядка того, как составляются проекты бюджета, бюджетной росписи, ведение отчетов по бюджету и счетов (факт несвоевременного представления проекта бюджета и отчета исполнения бюджета; факт несоответствия бюджетных росписей законам или решениям бюджета; факт открытия счета бюджета в кредитной организации, в случае наличия отделения Банка России).

Составы бюджетных правонарушений: виды и характеристика.

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав.

Состав бюджетного правонарушения представляет собой совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетного правонарушения являются:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) субъективная сторона правонарушения;

4) объективная сторона правонарушения.

Субъект бюджетного правонарушения — лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности.

Объектом бюджетного правонарушения является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности. Применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений объектом может выступать: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения — это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя. Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно, бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может. Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения — признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Каждый из вышеперечисленных элементов бюджетного правонарушения является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав. Состав бюджетного правонарушения – это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетное правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения[11].

Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности .

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

В более конкретном виде (то есть применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений) объектом бюджетного правонарушения, например, выступают: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может.

Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.[10]

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 38 ; Нарушение авторских прав

Похожие статьи:

  • Требования к оформлению паспорта объекта Проект Приказа Министерства культуры РФ "Об утверждении порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации" […]
  • Приказ минтранса от 11022010 Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных […]
  • Какие льготы у инвалидов при поступлении Льготы инвалидам при поступлении в магистратуру Здравствуйте,я инвалид II группы,имею ли я хоть какие нибудь льготы, при поступлении в магистратуру? Ответы юристов (2) Да. 1. […]
  • Приказ 9цз с приложениями МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 3 июля 1991 г. N 9 ЦЗ О КОНСТРУКЦИИ ТИПОВЫХ ПОСТОЯННЫХ ДИСКОВ УМЕНЬШЕНИЯ СКОРОСТИ, ПЕРЕНОСНЫХ СИГНАЛОВ, СИГНАЛЬНЫХ И ПУТЕВЫХ ЗНАКОВ В […]
  • Строительство следственного комитета Приказ Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 г. N 72 “Об утверждении Порядка принятия в Следственном комитете Российской Федерации решений о предоставлении единовременной социальной […]
  • Системные требования для trove Системные требования Trove на ПК Перед покупкой Trove на ПК не забудьте сверить системные требования, заявленные разработчиком, с конфигурацией вашей системы. Помните, что минимальные […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.