Ао реорганизация и ликвидация

Ликвидация и реорганизация акционерного общества

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Акционерное общество также вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах. Особенности реорганизации общества – субъекта естественной монополии, более 25 % акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Порядок ликвидации АО устанавливается Законом об акционерных обществах. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации общества.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим существование – с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация АО

Реорганизация — это процесс, при котором одни юридические лица прекращаются, а на их базе возникают другие.

При реорганизации прекращение юридических лиц не влечет прекращения их прав и обязанностей, а соблюдается правопреемство (т.е. переход прав и обязанностей).

Права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

И реорганизация, и ликвидация могут быть как добровольными, так и принудительными, — по решению суда, в том числе вследствие признания несостоятельным (банкротом).

Для АО порядок реорганизации и ликвидации имеет особенности, связанные с наличием акций.

Прекращение деятельности юридического лица

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица – ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование – организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица – это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация – это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование – публикация в специализированном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации – передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Смотрите еще:  Приказ мо 1515

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Создание, реорганизация и ликвидация АО

Пунктом 3 статьи 98 Гражданского кодекса предусма­тривается, что единственным учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Поскольку в формировании имущества акцио­нерного общества принимает участие большое количество акционеров, которые зачастую вообще не принимают участия в оформлении документов обще­ства, для его создания не требуется учредительного договора.

При этом следует различать договор учредителей акционерного общества, определяющий порядок осу­ществления ими совместной деятельности, и учредительный договор, являющийся учредительным документом опреде­ленного юридического лица.

В соответствии с п. 1 статьи 98 Гражданского кодекса договор, заключенный между собой учредителями акцио­нерного общества, определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные Законом “Об акционерных обществах”. Этот договор утрачивает силу с момента регистрации акционерного общества в качестве юридического лица.

Гражданским кодексом (п. 2 ст. 98) предусматривается, что учредители общества как участники договора о его создании несут солидарную ответственность по обяза­тельствам, возникшим до регистрации общества. Акцио­нерное общество несет ответственность по обязательствам учреди­телей, связанным с его созданием, только в случае последу­ющего одобрения их действий общим собранием акционеров.

В соответствии с п. 3 статьи 2 Федерального закона “Об акционерных обществах” устав общества должен содержать следующие сведения:

— полное и сокращенное фирменное наименования общества;

— место нахождения общества;

— тип общества (открытое или закрытое);

— количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привиле­гированных акций, размещаемых обществом;

— права акционеров-владельцев акций каждой категории (типа);

— размер уставного капитала общества;

— структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

— порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или едино­гласно;

— сведения о филиалах и представительствах общества;

— иные положения, предусмотренные указанным федеральным законом.

Уставом общества могут быть установлены ограни­чения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также макси­маль­ного числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие Федеральному закону “Об акционерных обществах” и иным федеральным законам.

АО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения (абзац 1 п. 6 ст. 98). АО может быть реорганизовано или ликвидировано по решению его об­щего собрания. Пунктом 2 ст. 104 ГК РФ устанавливаются ограничения на пре­образование акционерного общества. Оно вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

Реорганизация и ликвидация акционерного общества;

Согласно п. 1 ст. 105 ГК РФ общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о реорганизации или ликвидации общества, т.е. инициировать процедуру добровольной реорганизации или ликвидации.

Принудительная реорганизация общества возможна только в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц и только в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 57 ГК). Принудительная ликвидация общества возможна только по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК (абз. 3 п. 2 ст. 61, п. 4 ст. 61, абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК).

Порядок реорганизации АО определяется ст. ст. 57 — 60 ГК, ст. ст. 15 — 20 Закона об АО и ст. 38 Закона о защите конкуренции.

Ликвидация акционерного общества регламентируется ст. ст. 61 — 65 ГК и ст. ст. 21 — 24 Закона об АО.

Требование о принудительной ликвидации АО может быть предъявлено в суд органом, которому соответствующее право предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Согласно п. 2 ст 105 ГК РФ АО может быть преобразовано не только в коммерческие организации (общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив), но и в некоммерческую организацию. В абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО уточняется, что акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческое партнерство по единогласному решению всех акционеров.

Изменение типа акционерного общества (преобразование ОАО в ЗАО или наоборот) не является реорганизацией юридического лица, так его организационно-правовая форма не изменяется. Следовательно, нормы ГК и Закона об АО, касающиеся реорганизации общества, в таких случаях не применяются. Преобразование АО одного типа в АО другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Статья 97. Публичное акционерное общество

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.

Акционерное общество вправе представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.

Публичное акционерное общество приобретает статус публичного в отношениях с акционерами и потенциальными приобретателями ценных бумаг такого общества со дня принятия решения уполномоченным органом акционерного общества о внесении соответствующих изменений в устав такого общества.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам настоящего Кодекса, закона об акционерных обществах и законов о ценных бумагах, установленным в отношении публичного акционерного общества.

3. В публичном акционерном обществе создается наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии возлагаются на независимую организацию, профессионально осуществляющую такую деятельность.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

6. Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Вопрос №2.ДОГОВОР ПОДРЯДА (ПОНЯТИЕ, ХАРКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ)

Подрядным отношениям посвящена гл. 37 ГК (ст. 702 — 768).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Договор подряда принадлежит к группе договоров, направленных на выполнение работ и оказание услуг. Это позволяет отграничить договор подряда от обязательств иной направленности (передача имущества в собственность или во временное пользование, передача имущества в собственность с условием возврата такого же количества имущества того же рода и качества и т.д.). Специфика направленности на выполнение работы наиболее характерно проявляется при сравнении купли-продажи и подряда, предусматривающего передачу заказчику права собственности на результат работы. И купля-продажа, и названная разновидность подряда имеют одинаковую конечную цель — передача имущества в собственность контрагенту. Однако для участников подрядных отношений недостаточно просто передачи имущества в собственность, как это происходит при купле-продаже. В сфере их экономических интересов оказывается процесс изготовления имущества и осуществление контроля за этим процессом. В договоре купли-продажи регламентируется только то поведение отчуждателя, которое связано с передачей обусловленного имущества, а в подрядном правоотношении регулирования требует прежде всего деятельность по изготовлению вещи. Предметом подряда может быть только такой результат, которого еще не существует на момент заключения договора и который должен быть достигнут подрядчиком в процессе выполнения работы.

Смотрите еще:  Транспортный налог 2019 для юридических лиц сроки оплаты

Особенность подряда, отличающая его от договоров, направленных на оказание услуг, выражается в том, что целью подрядной работы является достижение результата, отделимого от самой работы. Договор подряда не может считаться исполненным, если работа выполнена, но результат (хотя бы частичный) не достигнут. Этот квалифицирующий признак позволяет отграничить подряд, в частности, от договора возмездного оказания услуг, который направлен на достижение результата, неотделимого от самой услуги, иными словами, результата, потребляемого в процессе оказания услуги.

Договор подряда определен законодателем как возмездное обязательство: заказчик получает встречное удовлетворение в виде результата работы, а подрядчик — в виде соответствующей оплаты.

Согласно п. 2 ст. 702 ГК к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) общие положения о подряде применяются, если иное не установлено правилами об этих видах договоров.

Специальные правила, посвященные особенностям отдельных видов подряда, предусмотрены и в ряде других нормативных правовых актов.

К отношениям бытового подряда применяется Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с этим Законом, например Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Строительный подряд регламентируется нормами Градостроительного кодекса, Закона об архитектурной деятельности, Закона об инвестиционной деятельности и ряда других законодательных актов.

Подрядные работы для государственных нужд регулируются, в частности, Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, Законом о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

Развернутое судебное толкование законодательства о подряде содержится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда». Разъяснения о применении норм Закона о защите прав потребителей, в том числе относительно договора бытового подряда, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

Стороны договора подряда:заказчик и подрядчик, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, являющиеся заказчиками.

Для отдельных видов подряда установлены дополнительные требования, которым должны отвечать стороны договора. Например, для выполнения некоторых видов работ требуется получение лицензии. Для отдельных договоров установлено обязательное участие на стороне подрядчика предпринимателя, а на стороне заказчика — гражданина (например, договор бытового подряда). Специальные требования установлены для заказчика в договоре подряда для государственных нужд.

Подрядчик вправе выполнить работу лично, но может привлечь к ее выполнению других лиц (субподрядчиков), если это не противоречит закону или договору. В этом случае он становится генеральным подрядчиком (п. 1 ст. 706 ГК) и вправе заключить два и более субподрядных договора. Возможны ситуации, когда генеральный подрядчик поручает выполнение всего объема договорных работ субподрядчикам, а за собой сохраняет лишь общее руководство.

Привлечение к выполнению работ субподрядчика является частным случаем возложения исполнения обязанности на третье лицо, и генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за его действия как за свои собственные. Правоотношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком представляют собой договор подряда, в котором генеральный подрядчик выступает в роли заказчика. Поэтому генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей заказчика по основному договору подряда. Генеральный подрядчик вправе в дальнейшем в регрессном порядке переложить ответственность соответственно на неисправного субподрядчика или заказчика.

По общему правилу заказчик и субподрядчик непосредственно не связаны обязательственными правоотношениями (их разделяет фигура генерального подрядчика). Поэтому, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК). Однако в законе или договоре может быть предусмотрена возможность предъявления заказчиком требований непосредственно к субподрядчику и субподрядчиком — непосредственно к заказчику.

С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. Эти правоотношения не являются субподрядными, они непосредственно связывают заказчика с другими подрядчиками. Соответственно, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы указанные подрядчики несут перед заказчиком (п. 4 ст. 706 ГК).

Наряду с построением подрядных правоотношений по принципу генерального подряда возможны ситуации, когда на стороне подрядчика выступают два и более лица, т.е. имеет место множественность лиц на стороне подрядчика. Правовое положение таких подрядчиков зависит прежде всего от делимости предмета обязательства. Если он неделим — подрядчики признаются солидарными должниками и кредиторами заказчика. При делимости предмета обязательства, а также в иных случаях, предусмотренных правовыми актами или договором, каждый из подрядчиков приобретает права и несет обязанности в пределах своей доли (ст. 707 ГК). Это положение является исключением из общего правила п. 2 ст. 322 ГК, согласно которому множественность должников в предпринимательских правоотношениях предполагается солидарной.

Предмет договора – м.б любая работа, которая создает результат, отделимый от процесса ее выполнения и передаваемый в итоге заказчику. Результат подрядной работы носит предсказуемый характер, т.е. он обязательно должен наступить при надлежащем исполнении сторонами договорных обязательств (в отличие, в частности, от договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по которым результат в силу его рисковости может быть не достигнут, несмотря на безупречную работу исполнителя). Результат подрядной работы может выражаться в создании новой вещи либо в изменении существующих вещей. Условие о работе и ее результате является существенным для договора подряда. Поэтому без его согласования договор не может считаться заключенным.

Срок выполнения работы. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами могут быть предусмотрены также промежуточные сроки, т.е. сроки завершения отдельных этапов работы (п. 1 ст. 708 ГК).

Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества

Общество может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, разделения, выделения, преобразования).

Основаниями создания общества являются:

  • при учреждении вновь — решение учредительного собрания;
  • при реорганизации — решения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ, а в случаях, установленных законом, — решение уполномоченных государственных органов или решение суда (разделение или выделение), или согласие уполномоченных государственных органов (слияние, присоединение, преобразование).

Основаниями ликвидации общества являются:

  • решение общего собрания акционеров (добровольная ликвидация);
  • решение суда — в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом либо сопровождаемой неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • признание судом несостоятельности общества.
Смотрите еще:  Приказ минэнерго 263

Изложим основные правила учреждения общества:

  • учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об учреждении. Их число не нормировано (может быть и одно лицо), однако число учредителей закрытого общества не должно превышать 50. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества;
  • решения об учреждении общества, утверждении его устава, денежной оценке вкладов, вносимых учредителями в счет оплаты акций, принимаются учредителями единогласно;
  • избрание органов управления осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, представляемых приобретаемыми ими акциями;
  • учредители заключают между собой договор о создании общества (порядок их совместной деятельности, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, размещаемых среди учредителей, порядок их оплаты, права и обязанности учредителей);
  • все акции общества должны быть размещены среди его учредителей.

Разработанный и утвержденный при учреждении общества устав является учредительным документом и должен соответствовать требованиям Федерального закона об акционерных обществах, предусматривающего содержание следующих сведений в нем:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • место нахождения общества;
  • тип общества (открытое или закрытое);
  • количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
  • права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
  • размер уставного капитала общества;
  • структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
  • сведения о филиалах и представительствах общества;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом.

Закон предоставляет обществу право устанавливать в уставе необходимые обществу корпоративные нормы.

Устав общества не может составлять коммерческую тайну, и каждый акционер имеет право ознакомиться с ним, а при необходимости получить копию устава.

Последующее внесение изменений в устав общества или утверждение устава в новой редакции осуществляется решением общего собрания акционеров (за исключением случаев, предусмотренных законом). Если при этом ограничиваются права акционеров, то акционеры — владельцы голосующих акций, которые не согласны с этими изменениями, вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций.

Внесение в устав общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения об увеличении уставного капитала путем повышения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций, принятого общим собранием акционеров или советом директоров. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций количество объявленных акций определенных категорий и типов должно быть уменьшено на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов.

Внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права («золотая акция») осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений — на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.

Общество при его создании, а также изменения и дополнения в уставе общества или устав в новой редакции подлежат государственной регистрации.

Рассмотрим основные определения и правила реорганизации общества.

Слияние общества — это возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Осуществляется по договору о слиянии между обществами и в соответствии с передаточным актом. В практике западных компаний слияние осуществляется также покупкой (поглощением) компании. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.

Присоединение общества — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Производится по договору о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение, и в соответствии с передаточным актом. При присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются.

Разделение общества — прекращение общества с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом. Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Выделение общества — создание дополнительно одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом. Если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Преобразование общества — акционерное общество преобразуется в народное предприятие, общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. Все права и обязанности реорганизованного общества переходят к новому юридическому лицу. Преобразование осуществляется на основании учредительных документов.

Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

Обратная связь

Похожие статьи:

  • Требования к освещенности помещения и рабочих мест Требования к освещенности помещения и рабочих мест 26. Требования к освещению помещений и рабочих мест Освещениеимеет важное гигиеническое значение. Важно не просто освещать помещение или […]
  • Приказ 2 сброс Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 г. № 675 “Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих […]
  • Надо ли заверять договор найма Нужно ли заверять договор найма для регистрации по месту пребывания? Согласно постановлению Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 необходимый список документов: 1) документ, […]
  • Сызрань студенческая 5 приставы Отдел судебных приставов №1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области Адрес: 446010, Самарская область, г. Сызрань, ул. Студенческая, 5 Время работы: Нач.ОСП, СПИ: Вт с 9.00 до […]
  • Нотариус ногинск часы работы Нотариус ногинск часы работы C 04 по 19 сентября 2017 года нотариальная контора не работает. Режим работы в майские праздники: С 2 мая по 12 мая - нотариальная контора не работает. С 13 […]
  • Мо рф 350 приказ Приказ Министра обороны РФ от 16 июня 2016 г. N 350 "О Нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники, автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской […]
Перспектива. 2019. Все права защищены.