Административная ответственность тк

Штраф за нарушение трудового законодательства

Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за нарушение трудового законодательства (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Штраф за нарушение трудового законодательства

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Штраф за нарушение трудового законодательства

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Ответственность за нарушение охраны труда

В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 1000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 10000 до 20000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 70000 рублей

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей
  • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 2000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 80000 рублей

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 15000 до 25000 рублей
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 130000 до 150000 рублей

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 70000 до 100000 рублей

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 40000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на юридических лиц – в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

Статья 15.34. Сокрытие страхового случая

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
  • на юридических лиц в размере от 5000 до 10000 рублей

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей
  • на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей
  • на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей
  • на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей

2. Действия или бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, – влекут наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей
Смотрите еще:  Приказ 538 правила проведения экспертизы промышленной безопасности

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается:

  • штрафом в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
  • либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов
  • либо исправительными работами на срок до 2 лет
  • либо принудительными работами на срок до 1 года
  • либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 4 лет
  • либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Примечание: Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность может наступать за самые различные нарушения норм трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

Государственными инспекторами труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.

Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях юридические лица также подлежат административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — другого работника).

Что касается таких административных наказаний, как дисквалификация и административное приостановление деятельности, то они назначаются только судом.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно­хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

  • угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

    Согласно ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Применительно к сфере трудовых отношений административное приостановление деятельности может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) несчастные случаи на производстве.

    Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере труда.

    Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

    Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

    Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

    Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

    Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Смотрите еще:  Приказ о профилактике вич инфекции 606

    Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

    Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

    Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ).

    Кроме того, должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, рассмотрение которых в соответствии со ст. 23.1 возложено на суд.

    Так, должностные лица федеральной инспекции труда вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

  • ч. 2 ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»;
  • ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»;
  • ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
  • ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль»);
  • ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»;
  • ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)».

    При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо федеральной инспекции труда выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

    Так, например, согласно ст.19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный (надзор) контроль, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного наказания в виде штрафа, налагаемых судом.

    В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • наименование органа федеральной инспекции труда;
  • дата и место составления протокола;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом инспекции труда, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего (лица, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред), а также законного представителя или защитника юридического лица. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ст. 25.1, 25.2, 25.4 КоАП РФ).

    По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектор выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством.

    Размеры штрафов, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, определяются в каждом конкретном случае с учетом характера совершенного правонарушения, степени тяжести нарушения трудовых прав работников, формы вины, личности нарушителя, его имущественного положения и других обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ (лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, его представителем, защитником — в случае оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу), соответствующему руководителю по подчиненности либо в суд по месту рассмотрения дела.

    В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган федеральной инспекции труда, жалобу рассматривает суд.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается инспектору, вынесшему постановление по делу, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Указанная жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ).

    С.М. Петров, канд. юрид. наук, юрист

    Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2006.

    Ответственность за нарушение трудового законодательства с учетом изменений

    Материальная ответственность

    На основании ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана возместить этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

    За что несет материальную ответственность работодатель, говорится в гл. 38 ТК РФ:

    1. За незаконное лишение работника возможности трудиться (ст. 234).
    2. За ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235).
    3. За задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236).
    4. За причинение морального вреда (ст. 237).

    Рассмотрим сказанное подробнее.

    Незаконное лишение возможности трудиться. Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

    • незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
    • отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
    • задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

    Относительно отстранения работника можно сказать, что случаи, когда таковое возможно, прямо названы в кодексе – ст. 76 (появление сотрудника на работе в состоянии опьянения, непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда и пр.), 327.5, 330.5, 330.5, 331.1, 348.5, 351.1 ТК РФ (эти нормы устанавливают дополнительные основания отстранения в отношении отдельных категорий работников – педагогов, спортсменов, иностранцев и пр.) – и некоторых федеральных законах. Например, если сотрудник ОВД не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, до вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ [1] ).

    Смотрите еще:  Можно ли через госуслуги подать на развод

    Любое отстранение работника по основаниям, не установленным законодательством, считается незаконным.

    Незаконным будет признано и отстранение, совершенное с нарушением процедуры (допустим, отсутствуют документ-основание отстранения (медицинское заключение, акт о нахождении работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и т. д.), объяснение работника, приказ об отстранении).

    При незаконном переводе, например, когда работодатель в нарушение положений ст. 72 и 73 ТК РФ переводит работника на другую нижеоплачиваемую работу без его согласия, работнику возмещается разница в заработке.

    И конечно, в случае, когда работник незаконно уволен (что установлено судом), работодателю также придется выплатить средний заработок за время вынужденного прогула.

    В силу ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе лица, незаконно уволенного или незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

    Про задержку выдачи трудовой книжки скажем пару слов. Статья 84.1 ТК РФ обязывает работодателя выдавать ее работнику в день прекращения трудового договора. При этом запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи.

    При задержке выдачи трудовой книжки по вине работодателя, внесении в нее неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок. Днем увольнения в этом случае считается день выдачи трудовой книжки.

    Обратите внимание:

    Работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случае, когда в день прекращения трудового договора работник отказался ее получать или отсутствовал, а работодатель направил работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении по пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 или п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с ч. 2 ст. 261 ТК РФ.

    Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствует оформлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного прогула (ст. 394 ТК РФ).

    Ущерб имуществу работника. В соответствии с ч. 1 ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре.

    Обязанность работодателя возместить ущерб возникает в случаях, когда ущерб нанесен имуществу работника в процессе трудовой деятельности или в связи с выполнением трудовой функции. Следует учитывать, что ответственность работодателя за ущерб наступает при доказанности наличия условий, предусмотренных ст. 233 ТК РФ: каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба, – то есть при причинении имуществу работника ущерба доказать его размер должен сам работник.

    Заявление работника о возмещении ущерба направляется работодателю. Последний обязан рассмотреть такое заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

    Задержка выплат работнику. Статьей 236 ТК РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока (см. схему) выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

    Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

    Важно, что обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

    Например, если согласно правилам внутреннего трудового распорядка зарплата за первую половину месяца выплачивается 20-го числа, а работодатель производит выплату 26-го числа, то за 5 дней работодатель должен начислить компенсацию за задержку выплат.

    Выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня

    Миллион рублей — штраф за нарушение трудового законодательства

    За последние годы существенно усилились меры административной ответственности за нарушение трудового законодательства и охраны труда. В частности с 2014 года введена новая статья в КоАП РФ 5.27.1, а в 2016 году расширили ст.5.27. В связи с этим при проведении контрольных мероприятий общая административная ответственность к работодателю может достигнуть миллиона рублей и больше.

    В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатели обязаны соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, однако часто нарушают требования трудового законодательства и не уделяют должного внимания правильности ведения кадрового учета.

    За нарушение трудового законодательства предусматривается административная ответственность и штрафы согласно ст. ст. 5.27, 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

    Таким образом, при нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда при проверке работодатель может быть привлечен к административной ответственности и штраф налагается по нескольким основаниям, то есть за каждое нарушение по отдельности.

    Приведем самые распространенные нарушения трудового законодательства и размер административной ответственности за них.

    Таким образом, включение в трудовой договор условий труда по степени вредности и (или) опасности, в
    силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ, является обязательным.

    Перечисленный выше перечень не является исчерпывающим. В процессе хозяйственной деятельности могут возникнуть и другие нарушения в области трудовых отношений и охраны труда.

    Более того, помимо административной ответственности к юридическому лицу контролирующие органы могут применить административную ответственность еще и к руководителю предприятия согласно тех же статей КоАП РФ. Руководитель организации за некоторые нарушения привлекается и к уголовной ответственности (ст. ст.143 и 145 УК РФ). Так же работодатель несет материальную ответственность перед работниками.

    Прочитав данную статью и узнав, какие риски несет работодатель при нарушении трудового законодательства, работодатель без сомнения постарается это законодательство полностью соблюдать. Соблюдение требований трудового законодательства и правильное ведение кадрового учета помогут избежать рисков, которые были подробно описаны в данной статье.

    Похожие статьи:

    • Нотариус до 19-00 москва Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться […]
    • Наказание за дисциплинарная ответственность Штраф как дисциплинарное взыскание вне закона Перечень дисциплинарных взысканий закрыт Работник, который не исполняет свои трудовые обязанности или исполняет их ненадлежащим образом, […]
    • Приставы льговского района курской области Отдел судебных приставов по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам Курской области Адрес: 307500, Курская область, г.Дмитриев, ул.Ленина, д.54 Время работы: Вт с 09:00 до […]
    • Работа юристом в павлограде Работа юристом в Павлограде А все уже продано! Сейчас на сайте нет товаров или услуг, соответствующих Вашему запросу. Попробуйте изменить параметры поиска. Кстати, Вы можете стать первым в […]
    • Растаможка авто в приднестровье Таможенные платежи на авто ПМР 2018 год До 2008 года выпуска (старше 10 лет) 2009-2011 года выпуска (от 7 до 10 лет) 2012-2015 года выпуска (от 3 до 7 лет) 2016-2018 года выпуска (до 3 […]
    • Протокол принятия устного заявления образец Протокол принятия устного заявления о преступлении, поступившего в органы дознания Вооруженных Сил Российской Федерации Тип документа: Протокол Для того, чтобы сохранить образец этого […]
  • Перспектива. 2019. Все права защищены.