2012 досрочная пенсия

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

20 августа 2012

Ответы на вопросы читателя «Пенсионера», касающиеся назначения пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда работникам железнодорожного транспорта.

Леонид Петраков (город Екатеринбург) спрашивает: «Будет ли мне назначена пенсия досрочно в возрасте 58 лет за стаж работы машинистом (помощником машиниста) электровоза в транспортном цехе сталелитейного завода продолжительностью 6 лет 3 месяца (другого специального стажа, дающего права на пенсионные льготы, не имею, мой страховой стаж около 40 лет)».

— Работа в профессии «машинист электровоза» предполагает назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Основными условиями предоставления такой льготы, то есть выхода на пенсию на 5 лет ранее общеустановленного для мужчин пенсионного возраста (60 лет), являются следующие: наличие страхового стажа не менее 25 лет и, конечно, стажа работы не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочего – в данном случае – локомотивной бригады. Список работников железнодорожного транспорта, пользующихся правом на пенсионные льготы, утвержден постановлением Правительства России № 272 от 24 апреля 1992 года. Работа в качестве машиниста либо помощника машиниста электровоза засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вне зависимости от того, протекала ли эта работы на магистральных железных дорогах или на ведомственном транспорте, включая транспортные цехи предприятий. Причем никаких дополнительных условий для положительного решения вопроса о таком зачете не требуется (проще говоря, достаточно записи в трудовой книжке).

Однако не следует забывать, что по условиям подпункта 5 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ мужчина должен иметь не менее 12 лет 6 месяцев такого стажа. Специальный стаж г-на Петракова вдвое меньше, но не исключено, что вопрос о назначении ему пенсии на льготных основаниях может иметь положительное решение. Следует знать, что досрочная трудовая пенсия может быть назначена и при неполном специальном стаже, если, например, заявитель имеет такого стажа по Списку № 2 не менее половины от требуемого.

Машинисты (помощники машиниста) электровоза до 1 января 1992 года имели право на досрочные («льготные») пенсии именно по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей, утвержденному постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22 августа 1956 года.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии и в тех случаях, когда обратившийся за пенсией имеет не полный требуемый стаж на соответствующих видах работ (спецстаж) по Списку № 2 (повторим, что для мужчины – это 12 лет 6 месяцев), а только половину такого стажа (6 лет 3 месяца).

Поскольку машинисты (помощники машиниста) электровоза пользовались правом на пенсионные льготы в соответствии со Списком № 2 от 1956 года, за ними сохранено право на назначение досрочных трудовых пенсий при неполном специальном стаже. При этом общеустановленный пенсионный возраст (60 лет) снижается на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев специального стажа работы. В данном случае – на 2 года, с 60-ти до 58-ми лет, но необходимо помнить: после 1 января 1992 г. профессия машиниста (помощника) машиниста электровоза из Списка № 2 была переведена в Список работников железнодорожного транспорта от 24.04.1992 № 272, которым досрочные пенсии назначаются по подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Соответственно, эти 6 лет 3 месяца должны приходиться на время только до 01.01.1992.

Людмила Кононенко, проживающая в городе Тавда, задала вопрос о возможности назначения ей досрочной пенсии: «Мне 51 год. С 2003 года я работаю монтером пути на участке железной дороги с интенсивным движением поездов. Имею ли я право на назначение льготной пенсии за 9 лет вредного стажа?».

— Работа в профессии «монтер пути» может быть засчитана в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии, если документально подтверждена постоянная занятость на ремонте, содержании пути на участках магистральной железной дороги с интенсивным движением поездов. Необходима уточняющая справка от администрации дистанции пути, подтверждающая эти условия.

Этой категории работников пенсии назначаются в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», который не предусматривает назначение пенсии при неполном специальном стаже.

То есть в данном случае заявительнице следует доработать еще 1 год в качестве монтера пути (при наличии названных условий), тогда ее специальный стаж составит требуемые 10 лет, а такой продолжительности спецстажа достаточно для назначения досрочной пенсии по названному основанию.

Решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 27 марта 2012 г. N 2-154/2012 В удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отказано, поскольку стаж работы истца является недостаточным для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда

Решение Виноградовского районного суда Архангельской области
от 27 марта 2012 г. N 2-154/2012

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Мой А.И.,

при секретаре Антипиной Ю.Н.,

с участием истца Дудникова В.Д.,

представителя ответчика Чураковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Березник гражданское дело по иску Дудникова В.Д. к Государственному учреждению — Управление Пенсионного Фонда РФ в Виноградовском районе Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе Архангельской области (далее — Управление Пенсионного фонда) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав в обоснование, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ему было отказано, так как его льготный стаж составляет 04 года 04 месяца 9 дней. В его стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не обосновано не включены ответчиком следующие периоды работы: с 01.01.1992 по 07.06.1993 в качестве формировщика плотов ; с 14.05.1987 по 05.02.1989 в качестве моториста-матроса на буксирном теплоходе , с 25.02.1994 по 04.07.1994 в качестве кочегара . Считает отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, просит включить спорные периоды работы в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию, обязать ответчика назначит ему трудовую пенсию по старости с 06 сентября 2011 года.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда Чуракова О.С. иск не признала, пояснив, что стаж работы истца в тяжелых условиях труда по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному постановлением Совета Министерства СССР от 22.08.1956 г. N 1173 (далее по тексту — Список N 2) составляет 4 года 4 месяца 9 дней. Период работы истца с 01.01.1992 года по 07.06.1993 года не принят к зачету в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в связи с выполнением работы в особых условиях труда, поскольку указанный период имел место быть после окончания срока действия Списка N 2, то есть в период действия Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1992 года N 273 (далее по тексту — Список от 22.04.1992). Периоды работы по Списку N 2 и Списку от 22.04.1992 года не суммируются. Период работы истца в должности кочегара с 25.02.1994 по 04.07.1994 не включен в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в связи с выполнением работы в особых условиях труда, поскольку не предоставлена справка о работе истца кочегаром на твердом топливе (угле) в течение полного рабочего дня. Период работы истца с 14.05.1987 по 05.02.1989 в должности моториста-матроса не поименован в Списке N 2.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришёл к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом .

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона (60 лет), мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 названного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

На основании ст. 28.1 Закона о трудовых пенсиях лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 52 лет. С заявлением о досрочном назначении пенсии обратился в Управление Пенсионного фонда 06 сентября 2011 года. Стаж работы истца в районах Крайнего Севера на дату обращения составил 18 лет 01 месяц 22 дня, страховой стаж в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П — 35 лет 03 месяца 18 дней. Таким образом, для назначения истцу досрочной трудовой пенсии на основании абзаца 2 пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона по старости в 52 года ему необходимо выработать не менее 7 лет 6 месяцев на работе с тяжёлыми условиями труда.

Признаваемый ответчиком стаж истца с тяжёлыми условиями труда по Списку N 2 составляет 2 года 10 месяцев 26 дней, что в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П составит 04 года 04 месяца 9 дней (период работы формировщиком плотов с 06.02.1989 г. по 31.12.1991 г.).

Ответчик не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы истца кочегаром в .

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации ( пункт 2 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях).

Смотрите еще:  Федеральный закон о поликлиниках

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» Списка N 2 правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.

В соответствии с п. 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством , действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии со ст. 13 Закона о трудовых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Спорный период работы истца был до его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

В соответствии со ст. 13 Закона о трудовых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Аналогичное правило предусмотрено Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, в соответствии с которым характер работы и иные факторы (показатели), предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются. Свидетельскими показаниями могут подтверждаться периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в определенной профессии, должности или в производстве, где право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от характера работы, если эти периоды имели место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, а документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.).

В соответствии с п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей, показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет» (далее — Разъяснение Минтруда N 5), утвержденного Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками , в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, — также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Из трудовой книжки истца следует, что он работал с 25 февраля 1994 года по 04 июля 1994 года в в должности кочегара.

Дудников В.Д. в судебном заседании пояснил, что он работал в кочегаром на твердом топливе (угле). Котельная, в которой он работал, находилась в , топилась она углем, отапливая гараж и несколько жилых домов. В связи с тем, что ликвидировано, не имеет возможности предоставить справку, уточняющую особый характер его работы в .

Как следует из представленной в материалы дела архивной справки N 225а от 11 марта 2012 года, 22 апреля 2000 года в ходе реорганизации переименовано в . В отношении открыто конкурсное производство, к XX марта 2004 года завершено. Таким образом, подтверждается невозможность истца представить справку, подтверждающую особый характер работы в спорный период его работы в должности кочегара на твердом топливе (угле) в связи с ликвидацией работодателя.

В соответствии с результатами проверки проводимой специалистом оценки пенсионных прав ГУ УПФР в Виноградовском районе, отраженной в справке N 14 от 21.03.2012 следует, что истец был принят кочегаром 25 февраля 1994 года.

Согласно представленной архивным отделом в материалы дела копии приказа N 168 от 08 октября 1993 года кочегарам в связи с началом отопительного сезона 1993-1994 годов вменены обязанности зольщика с доплатой 10%. В расчете фонда заработной платы указан расход топлива — угля и количество удаления шлака.

Свидетель А. в судебном заседании показал, что в XXXX г. работал с истцом в кочегарке , работал в указанной организации кочегаром, котельная на которой он работал, топилась твердым топливом — углём, работали они по сменам, сутки через двое.

Из лицевых счетов на выдачу заработной платы за спорный период, согласно справке N 14 от 21.03.2012 следует, что истец был занят в должности кочегара с 25 февраля 1993 года, занятость истца подтверждается в спорном периоде в следующем количестве: в феврале — 31 день; в марте — 30 дней; в апреле — 16 дней; в мае — 5 дней, в июне — 4 дня.

Доказательств, опровергающих исследованные в судебном заседании доказательства, подтверждающие тот факт, что истец работал кочегаром в котельной на угле, представителем ответчика не предоставлено.

Согласно приказа N 173-к от 04.07.1994 г. Дудников в июне 1994 г. был направлен на работы на склад для приготовления зерносмеси, что истцом в судебном заседании не оспаривается.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец, работая в , с 25.02.1994 по 04.07.1994 в должности кочегара работал в течение полного рабочего дня, выполняя работу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсия в Российской Федерации».

Из справки N 14 по исследованию лицевых счетов периода работы истца в за 1994 год следует, что Дудникову В.Д. начислена заработная плата в феврале за 31 день, в марте — 30 дней, в апреле — 16 дней, в мае — 7 дней, в июне — 4 дня.

На основании исследованных доказательств подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2011 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2 месяца 11 дней, что в льготном исчислении составит 3 месяца 16 дней (март, апрель, 3 дня в феврале и 7 дней в мае 1994 года).

В соответствии с записью в трудовой книжке N 22 истец был принят в (приказ N 45 от 14.05.1987 года) в должности моториста-матроса и проработал в указанной должности по 06 февраля 1989 года.

Право на досрочную пенсию по разделу XXX «Транспорт» Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, имели работники плавсоставов судов — мотористы, старшие мотористы.

Из показаний истца следует, что в спорный период работы в сплавконторы он выполнял работу моториста и дополнительно функции матроса. В 1987 года в период навигации он привлекался к работам водителя, развозил продукты со склада по судам, в сентябре его командировали на судно в другой леспромхоз, на данном судне он работал мотористом-матросом, занимался буксировкой плотов по реке. В 1988 году навигационный период отработан им полностью в должности моториста-матроса на судне, осуществляющем буксировку плотов по реке.

Как следует из проверки стажа по архивным документам, истец с 10 августа XXXX г. работал в должности шофера автомашины, затем с 28 августа 1987 года командирован сроком на один месяц. Приказом от 03 ноября 1987 года Дудникову В.Д. мотористу-матросу были предоставлены отгулы за навигацию с 09 ноября 1987 по 05 декабря 1987 года. 05 ноября 1987 года истец из отгулов был отозван и направлен с 09 ноября 1987 года на курсы капитана-механика. С 04 апреля 1988 года мотористу-матросу предоставлен отпуск по 30 апреля 1988 года. С 14 июня 1988 года истец переведен с теплохода Двиносплав 329 в той же должности на теплоход Двиносплав 328.

Свидетель П. в судебном заседании показал, что работал в в должности капитана-механика. Дудников В.Д. работал под его руководством одну или две навигации на буксирном судне в должности моториста-матроса. Работая в указанной должности, истец был занят в течение полного рабочего дня, выполнял работу моториста и матроса. Буксирные суда в Двиноважской сплавконторе занимались буксировкой плотов, данные суда функции служебно-разъездные, пригородного и внутригородского сообщения не выполняли.

Смотрите еще:  Уголовный кодекс редакции за 2000 год

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что период работы истца в должности моториста-матроса не может быть зачтен в льготный стаж, поскольку списком предусмотрены должности моториста, старшего моториста.

Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года N 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, если пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках N 1 и N 2 , следует назначать:

а) по списку N 2 — если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в списке N 1 и в списке N 2 ;

б) на общих основаниях — если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в списке N 1 или в списке N 2 , а другая не предусмотрена списками.

Работа истца в должности матроса списком N 2 не поименована, таким образом, действующим в период работы Дудникова В.Д. законодательством не предусматривалось включение в стаж, дающий право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, работа в должности моториста-матроса.

Исходя из изложенного, период работы истца с 14.05.1987 по 05.02.1989 в качестве моториста-матроса на буксирном теплоходе не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсия в РФ», в соответствии с абзацем 2 указанного подпункта.

С 06.02.1989 г. по 07.06.1993 г. Дудников В.Д. работал формировщиком плотов в .

Ответчиком включен период работы истца с 06.02.1989 г. по 31.12.1992 года стаж работы с тяжелыми условиями труда, то есть до периода окончания действия Списка N 2 . С 1992 года действует Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 273.

Согласно Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 273, в качестве льготной профессии предусмотрены формировщики плотов.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

В Списке N 2 , утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздела «Лесозаготовки» нет.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, установлено подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 27 и пп. 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273.

Представитель ответчика признает работу истца в должности формировщика плотов с 1992 года как работу на лесозаготовках, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсия в Российской Федерации».

Согласно пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, к периодам работы с тяжелыми условиями труда могут быть присоединены периоды работ, непосредственно связанные с лесозаготовкой, и может быть назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, то есть при наличии специального стажа 12 лет 6 месяцев.

При таких обстоятельствах доводы истца о наличии у него необходимого специального стажа для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением предусмотренного законом возраста на 3 года в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нельзя признать правомерным, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» _» до 01 января 2002 года должен применяться порядок исчисления стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который действовал до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях.

В соответствии со ст. 94 Закона РФ от 20.121.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.

Таким образом, всего стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 04 года 7 месяцев 25 дней (4 года 04 месяца 09 дней признаваемый пенсионным органом и 3 месяца 16 дней работа кочегаром в ). При указанном стаже у истца нет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 06 сентября 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в названной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно абзацу 9 ст. 94 ГПК РФ суд вправе признать необходимыми другие, не перечисленные в этой статье расходы, понесенные стороной.

Истец просит суд взыскать с ответчика судебные издержки, понесённые им на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в сумме 2000 рублей.

Подача документов в суд предусматривает обоснование своих исковых требований. Несение истцом расходов на оплату юридических услуг по составлению иска было связано с целесообразным осуществлением правового требования и правовой защиты.

Истцом было заявлено требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включении трех периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований возврат государственной пошлины в размере 50 рублей, судебные издержки в размере 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Дудникова В.Д. удовлетворить частично.

В признании за Дудниковым В.Д. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 06 сентября 2011 года отказать.

Включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, период работы Дудникова В.Д. с 25.02.1994 по 04.07.1994 в качестве кочегара в календарном исчислении 2 месяца 11 дней.

Взыскать с Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе Архангельской области в пользу Дудникова В.Д. судебные расходы в размере 550 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Досрочная пенсия не для всех

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 44)

ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Марина Гончарова, адвокат адвокатской палаты Тамбовской области.

Датой 1 января 2001 года Правительство РФ разделило педагогов на тех, кто имеет право на досрочную пенсию, и тех, кому она не может быть назначена. Не все педагоги согласились с таким подходом и обратились за правдой в суд. Но у судей возникли сложности…

Пенсия педагогу со стажем

Преподавательская работа является важной учебно-воспитательной функцией, в связи с чем имеет особое значение для государства и общества. Прежде всего это работа с детьми, и сопряжена она с повышенными психофизиологическими нагрузками, что приводит к риску утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Сложность преподавательской работы была учтена в Законе РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст. 80 Закона N 340-1 пенсия за выслугу лет в связи с отдельными видами профессиональной деятельности, включая педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, предоставлялась при выслуге не менее 25 лет.

Однако эта норма утратила силу со дня введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который изменил принципы пенсионного обеспечения граждан. Такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, им не предусмотрен. Вместе с тем ст. 27 Закона N 173-ФЗ сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в числе которых указаны лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Возникает вопрос: как определить категории граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение?

Смотрите еще:  Госпошлина по искам о восстановлении на работе

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включалась работа во внешкольных учреждениях, в том числе в детско-юношеских спортивных школах в должности преподавателя, воспитателя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и др. Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования. К таковым согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее — Список учреждений и должностей), в настоящее время относятся следующие внешкольные учреждения: детско-юношеские спортивные школы, детские школы искусств, в том числе по видам искусств, дворцы или дома детского (юношеского) творчества и т. д.

Новации 2001 года

С принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 подход к назначению пенсии по выслуге лет работникам системы дополнительного образования изменился. Периоды преподавательской работы в учреждениях дополнительного образования детей начиная с 1 января 2001 года стали засчитываться в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин имел стаж педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР N 463. Но эпопея с назначением досрочной пенсии этим Постановлением не закончилась.

Правительство РФ 29 октября 2002 года Постановлением N 781 утвердило вышеупомянутый Список учреждений и должностей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Отдельные категории работников были исключены из числа лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, появилось требование о выполнении нормы рабочего времени. Работа в периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года стала включаться в специальный стаж без ограничений, а трудовая деятельность с 1 января 2001 года — при условии наличия у гражданина сразу двух обязательных критериев: выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в требуемой должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Тем самым право на досрочное назначение пенсии имели те лица, которые отработали 2/3 от необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности по состоянию на 1 января 2001 года. Остальные лица, не имеющие по состоянию на 1 января 2001 года соответствующего стажа работы в учреждениях для детей, право на досрочное назначение пенсии утратили.

Не все педагоги согласились с подобным подходом к праву на досрочное назначение пенсии. Многие обратились в суд с исками об оспаривании решений пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, а также о признании неконституционными некоторых положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Суды сказали педагогам нет

Опираясь на ряд постановлений КС РФ, заявители считали, что правительственными актами было нарушено их конституционное право на пенсионное обеспечение по возрасту с соблюдением принципа равенства.

Согласно правовой позиции КС РФ дифференциация в праве на пенсионное обеспечение «должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)» (Постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П).

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, предполагают правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы «участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано» (Постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

При решении споров данной категории дел у судов возникли определенные сложности по вопросам включения того или иного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и применения ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым более широкий круг лиц имел право претендовать на досрочное назначение пенсии в связи с профессиональной деятельностью.

В 2006 году спорный вопрос был рассмотрен КС РФ по жалобе гражданки З. Чеховой о признании не соответствующим Конституции РФ положения п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. История дела такова. Решением районного суда Воронежской области, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда, З. Чеховой было отказано в удовлетворении ее требования о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ, отказавшего педагогу в назначении досрочной трудовой пенсии. По мнению заявительницы, оспариваемая норма, ограничивая право педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей, не работавших в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в этой должности в названных учреждениях, на досрочное пенсионное обеспечение, ставит их в неравное положение с другими педагогами, работавшими в указанный период.

КС РФ не согласился с доводами заявительницы, указав, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, основанное на учете профиля выполняемой ими работы, не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. И не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение и изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в том случае, когда оно «сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям» (Определение КС РФ от 16.11.2006 N 512-О).

Все тот же спорный п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, стал предметом рассмотрения и высшего судебного органа страны по заявлению гражданки Е. По мнению заявительницы, оспариваемый пункт неправомерно ограничивает право педагогов на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку устанавливает обязательным условием наличие работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей (решение ВС РФ от 12.03.2007 N ГКПИ07-4).

Не согласившись с доводами заявительницы, ВС РФ указал, что Правительство РФ установило специальную гарантию для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, и тем самым обеспечило требуемую стабильность в правовом регулировании и создало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

В установлении одним из условий для назначения досрочной пенсии факта работы в должности педагога дополнительного образования в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года судебные органы не усмотрели неправомерной дифференциации в праве на пенсионное обеспечение и признали данное условие признаком стабильности в правовом регулировании пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.

Несмотря на изложенную ВС РФ и КС РФ единую правовую позицию по данному вопросу, жалобы граждан о признании неконституционным п. 12 Правил продолжают поступать и влекут за собой отказ в принятии к рассмотрению КС РФ по аналогичным вышеизложенному основаниям (Определения КС РФ от 16.02.2012 N 237-О-О, от 25.12.2008 N 978-О-О, от 29.09.2011 N 1279-О-О). Педагоги учреждений дополнительного образования, чьи интересы затронуты принятыми правительственными актами, продолжают настаивать на нарушении своих конституционных прав. Однако, исходя из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти РФ и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения. Но педагоги не сдаются, и судебные споры продолжаются…

Похожие статьи:

Перспектива. 2019. Все права защищены.